Радиопередачи Даниэля Лавуа на Радио Канада. <br /> <b>Notice</b>: Undefined variable: myrow in <b>/home/u235699/lavoie.ru/www/radio.php</b> on line <b>33</b><br />
     
  111  
 
Выпуск 20
Дата выхода: 2010-11-14
 

"Лавуа либр", можно отправляться!

Патафизический безумие начинается во время застолья
Смельчак, акробат в стиле буриме
Так как ты выбрал, читатель
Фривольность в отношении существования
И дантовское приключение поддельного шика

С 14 ноября вас! На самом деле 14 ноября почти закончилось. Завтрашний день уже пришел в Париж, в этот момент он как раз пересекает Атлантику, по тысяче километров в час, дамы и господа. Если я правильно помню, окружность Земли составляет около 20000 км. Если разделить ее на 24 часа, то как раз и получится примерно 1000 км/ч. Скорость, с которой каждый день мчится нам навстречу, и скорость, с которой он удаляется, причем все раньше и раньше. 20-й выпуск "Лавуа либр", с вами Даниэль Лавуа, и я надеюсь дать вам пережить приятные моменты с интересной музыкой, чтобы вы были счастливы и расслабились. Еще сегодня будут стихи, предложенные Жульеном Депюи (Julien Dupuis) в книге "Lubiak" издательства "Marchand des feuilles". Вот уже третью неделю подряд Марсио Фарако (Márcio Faraco) и Чека (Tcheka) удостаиваются чести выйти первыми на сцену и разогреть зал. Дамы и господа, горячо принимайте Чека!

Звучит "ROZADI REZADU" MANUEL LOPEZ ANDRADE.
Звучит "NA CASA DO SEU HUMBERTO" MARCIO FARACO.

Как приятно слушать Марсио Фарако! Обожаю этого певца. Он был одним из любимых певцов моей жены, но со временем он стал и моим любимым певцом. Мне кажется, у него все песни хорошие. Он хорош, как большая миска попкорна или как кусок тыквенного пирога. Последний шанс на кусок пирога? Если вы не выбросили стыдливо хеллоуинскую тыкву в мусорку, то она как раз должна была дозреть к этому моменту. А вообще, пойдите поищите карандаш и бумагу. Я вам дам секундочку на это. 2,5 чашки запеченной тыквы, 3 яйца, 1 чашку сахара или меда или кленового сиропа - на ваш выбор, корица, гвоздика, тертый свежий имбирь, чашка сливок или сгущенного молока. Поместите все это в миксер, потом выложите на корж и поставьте в духовку минимум на 45 минут так, чтобы пирог хорошо поднялся и обзавелся золотистой корочкой. Подавать на стол теплым со взбитыми сливками или ванильным мороженым. Недавно мне попалось одно исследование, вполне серьезное, где было установлено, что самый сексуальный запах для мужчин Северной Америки - это запах тыквенного пирога! Что вам еще надо? Для тех счастливых женщин среди вас, у которых тыквенный пирог уже стоит в духовке, знаменитый медленный танец Джона Колтрейна. Сдвиньте мебель, он начинается. Не торопитесь, фортепианное вступление длинновато, но за ним последует отличный медленный танец в обнимку. Танцуйте в ожидании пирога!

Звучит "WHAT'S NEW?" BOB HAGGART; JOHNNY BURKE.
Звучит "SUMMA" ARVO PART.

Невелико расстояние от знаменитой медленной композиции для танцев вдвоем Колтрейна до тыквенного пирога и чувствительности души, которую находишь в замечательной "Summa" Арво Пярта (Arvo Pärt). Да, по-эстонски правильно говорить "Пярт", спасибо, Адриана. Так вот, эта "Summa" замечательно - рискну сказать именно так - замечательно спета Пьетой. На самом деле не я один так считаю, Пьета (La Pietà) и Анжель Дюбо (Angèle Dubeau) в этом году получили Феликса за этот диск. Это самая красивая версия из тех, что я знаю, а я знаю их немало, потому что эту пьесу очень любят струнные квартеты, и записей ее существует много. Но я предпочитаю именно эту версию.

Что, если я вам скажу "Чарли Хейден"? Возможно, вы подумаете о том, чтобы налить себе еще бокал вина или, в зависимости от степени вашей усталости, включите свою кофемашину. Это для тех, кто осознает скоротечность жизни и не хочет терять ни секунды, включая и воскресный вечер. Да, такие люди существуют. Так что для тех, кто уже чистит зубы перед тем, как отправиться на вечеринку, я поставлю "Visa" Чарли Хейдена (Charlie Haden) для хорошего настроения и энергии. И мимоходом замечу, что, может быть, вы теряете несколько глав хорошей книги?

Звучит "VISA" CHARLIE PARKER.
Звучит "DEAR OLD STOCKHOLM" Paolo Fresu; Uri Caine.

Разве не здорово? Это был потрясающий дуэт, Паоло Фрезу (Paolo Fresu) и Ури Кейн (Uri Caine) с композицией "Dear old Stockholm". Флюгельгорн и фортепиано, без прикрас, в чистом виде, очень красиво. Профессионально сыграно, надо сказать. До них был Чет Бейкер (Chet Baker), игравший с Чарли Хейденом и Билли Хиггинсом (Billy Higgins), диск, звучащий чрезвычайно свежо, учитывая, насколько он старый, поскольку Чет Бейкер покинул нас довольно давно.

Шостакович этой недели достигает отметки примерно 6.5 по шкале "неплохо, но длинно". Я ставлю его вам, чтобы показать вам, что даже великий Дмитрий умел готовить тыкву. Вот то, что я полагаю тыквой 14 ноября. Не падайте духом, оно длится всего три минуты, и все же там есть несколько очень красивых моментов, к тому же обещаю вам, что про тыкву я сегодня говорю в последний раз!

Звучит "QUINTET/3RD MOVT, SCHERZO (ALLEGRETTO)" DMITRY SHOSTAKOVICH.
Звучит "THE NEARNESS OF YOU" HOAGY CARMICHAEL; NED WASHINGTON.

А-а, старый континентальный джаз может только порадовать! Стефан Грапелли (Stéphane Grappelli) и "Diz Disley". Даже захотелось вытащить свой старый смокинг. У вас есть смокинг? У меня - нет. Так вот, вытащить смокинг и пойти выпить мартини в Гранд-Отель в Нью-Йорке или в Гонконге в черно-белом фильме.

Вы слушаете Даниэля Лавуа на "Espace musique".

Вы любите Брамса? Я – очень! Вот сонет, то есть соната, не сонет, конечно. Соната для виолончели и фортепиано, двух инструментов, которым удается создать адский шум, разок разогревшись. Завяжите шапки! Йо-Йо Ма (Yo-Yo Ma) и Эмануэль Экс (Emanuel Ax) с сонатой N1 для фортепиано и виолончели Брамса.

Звучит "SONATE NO 1, OP 38" JOHANNES BRAHMS.

Вот. И оно опустилось на морское дно. Мягко-мягко. Это был отрывок из сонаты N1 для фортепиано и виолончели Брамса.

Цыгане знают толк в том, чтобы заставить себя слушать. Ниньо Хоселе (Niño Josele) отлично это умеет. Мне он кажется очень разгоряченным сегодня вечером. Да, думаю, я слышу, а вы слышите начинающиеся ритмичные хлопки? Я уверен, что все начинается.

Звучит "ESTIRPE" EL NINO JOSELE.
Звучит "SONATE NO 2, 2E MVT: PRESTO" ALEXANDER SCRIABIN.

Ой, как мне нравится, каким красивым я считаю этот впечатляющий отрывок из сонаты Скрябина, сонаты N2 для фортепиано, сыгранный с уникальной энергией Марк-Андре Амлена (Marc-André Hamelin)! Должно быть, вы скажете, что я - фанат Марк-Андре Амлена. Ну, может, и не фанат, но мне очень нравится Марк-Андре Амлен, мне кажется восхитительным этот его диск, он великолепный пианист.

Так. Вот музыка, чтобы разбудить вас, если вы случайно заснули во время Брамса. Теперь послушайте стихи Жульена Дюпюи, выбивающие из равновесия и удивительные. Мне кажется, они довольно хорошо звучат с джазом, слегка отрывающим нас от привычной обстановки, можно даже сказать, минималистским, с эхом пиано-баров. "China-town" с Николасом Пейтоном (Nicholas Payton).

Звучит "CHINATOWN" JERRY GOLDSMITH.

На портике Пагоды Лодж
Фрик стрит, Катманду
Дракон из плоти и металла, чтобы задать вам головомойку
Схватка на фальшивом краю
Весь - огонь, весь - пламя
Ворчун, вышедший из себя
Был побежден
И на него нашла блажь
Отказаться от власти

Пресытив меня своей кирказоновой кровью
Мочиться, не плакать
Бездействие для верхнего уровня
Но за подъемом следует спад
Когда международное удостоверение личности
(Хороший подарок, ага, причина проблем с двуглавостью)
Кельт вовсе не брезгует
Побегать за юбками

Легкомысленно сбежать с невестой туда
Чтобы приучиться к любви-милосердию
Утешению
Восстановить меня против себя своими упреками, саботированием, экстазом
До того, как вернется кускус
Простительной любви

Звучит "BLACK NARCISSUS" JOE HENDERSON.

Одетый в разорванные одежды горизонта
Несу зажженную свечу
В леденящем холоде
Спустившись с золотого нефа
Новообращенных

У поста, открытого для искупительного опьянения
Наверху английская корона
На заре в городе
Пережить бороды тех, кто заставляет нас верить
Что ложка соскучилась по "аминь"

Мефедрин, зеленая фея, невероятный разболтанный секрет!
От выпущенного шарлатанского средства
До кинорежиссеров, зажравшихся от обилия бабла
Под шляпой, скрывающей вспышку невзгод

Дамы и господа, это был момент "Big band" этого вечера, да, очень цивилизованной большой банды, скажете вы и, разумеется, будете правы. Однозначно, интеллектуальной банды, почему бы и нет? Но это скорее приятно, правда же? Джо Хендерсон (Joe Henderson) очень корректен в своем "Черном нарциссе", но совершенно, совершенно не интеллектуален в отрывке Чайковского. Вариация на тему рококо, романтическая-романтическая. Снова очередь виолончели? Вас это привлекает?

Звучит "VARIATIONS SUR UN THEME ROCOCO, OP 33" PIOTR ILYICH TCHAIKOVSKI.

Проглатывая небо, распухающее от ходоков
Возле этих горластых ангелов
С усами и бородками
Крылатых
Мы будем двумя боевыми самолетами
Нападающими на драконов
Опустошители и апокрифы
Завтра
Или послезавтра
Мы сотворим

Звучит "FUGUE, MI MIN" ALEXANDRE SCRIABINE.

Открыв для себя и очень полюбив сонаты Скрябина в исполнении Марк-Андре Амлена, я пошел и порылся еще. И нашел Стивена Кумбса (Stephen Coombs). Никто не развенчает отца Иоганна Себастьяна Баха, когда речь идет об искусстве фуги, но это была фуга Скрябина в исполнении Стивена Кумбса, и она потрясающе красива. На этой неделе мне захотелось потеснить оперных див с их позиций из-за моих музыкальных поисков. Я провел немало времени, прежде чем понял, что хороших записей на самом деле мало, таких, чтобы вы услышали и голос певицы, и ощутимый, грандиозный оркестр. Тем не менее, вот одна из них - Рене Флеминг (Renée Fleming), которая, как мне кажется, создает почти рождественскую атмосферу. Не сердитесь на меня, у меня не нарочно так получается, просто в ней ей что-то такое, что наводит на мысли, что совсем скоро во всех торговых центрах планеты снова польется 8700 версий "Mon beau sapin" и почти столько же "Ô, sante nuit". Слушаем "L'enfance du Christ" в исполнении Рене Флеминг.

Звучит "IL S'EN VA LOIN DE LA TERRE, OP 25 NO ?" HECTOR BERLIOZ.
Звучит "NUMBER 9" JOHN ABERCROMBIE.

Последний день не настает
Чириканье арбитра большого амфитеатра
Который свистит на острове упорных гуав
В темном, слабо разгулявшемся желании
Учителей катехизиса

Этот Отец - не наш, эта Мать - тоже не наша
И все же
Провинциальная ангельская сестричка
Ты принадлежишь скорее не к этим завистливым моралистам
А к добрым друзьям-пророкам
С их собственными идеями
С ягодицами, разукрашенными деньгами
Управляемыми средствами информации

Пусть не наступит день растрепанного войлока
День, когда мы споем Биг Банд
Пожар за пожаром
В нашем стиле
Улочки, танцы
И манго

Не наступит тот день
Сестричка
Когда для того, чтобы завершить трагико-космический опус
Ты залатаешь мое сердце!

Это был квартет Джона Аберкромби (John Abercrombie) с "Number 9". Номер 9, номер 9. Джон Аберкромби - гитарист, который всегда умел избегать ловушек мелочей. Не то чтобы я не любил мелочи в том, что касается гитаристов, но чтобы играть с музыкальностью и вкусом - многие вызываются, но немногим это удается.

Теперь – Барток (Béla Bartók), диссонирующий и все же мягкий. Струнный квартет N5, отрывок "Non troppo lento". Я говорю "диссонирующий", но чуть-чуть, ровно настолько, чтобы заставить встать дыбом две-три волосинки.

Звучит "QUATUOR NO 4, 3E MVT: NON TROPPO LENTO" BELA BARTOK.
Звучит "LUNE D'AUTOMNE SUR LE LAC CALME" LU WENCHENG; ANONYME CHINE.

Запрети проблему
Государство берет на службу
Простака
Из числа дураков-добровольцев. Наконец
Возвращаемся к своим марионеткам
На сборе министерского урожая
Они сделают гордых функционеров
Виртуозов?
В досье!
Все для другого служащего

Это был Лань Лань (Lang Lang), китайский пианист, которого вы, возможно, знаете, и пьеса, которую я выбрал из-за ее названия - "Осенняя луна над тихим озером", композитора Уэнченя (Lu Wencheng), датируемая 30-ми годами, 1930. Неплохая. Немного подражающая Дебюсси или Равелю, но кто же устоит перед названием "Осенняя луна над тихим озером". Хотя для тихого озера там немало волн. Ну да ладно.

Теперь - Феликс (Félix Leclerc)и Лео (Léo Ferré) с двумя маленькими фантазиями. Феликс, безупречный, как всегда, а потом эта запись Лео Ферре в Лаламбе в 1961 году. Послушайте, как следует публику, реагирующую на каждую строчку, в течение всей песни показывающую, как живо она слушает артиста. Такого на концертах не слышно уже очень давно. Если хотите, вы можете высказать свое мнение об этой песне Лео Ферре. Пишите, пишите! lavoielibre@radio-canada.ca.

Вы слушаете Даниэля Лавуа, а еще Феликса Леклера.

Звучит "LE LOUP" FELIX LECLERC.
Звучит "LES TEMPS DIFFICILES" LEO FERRE.

Надо же, Лео Ферре упоминает Джонни Холлидея в 1961 году, и вот уже почти 2011 год, Джонни Холлидей по-прежнему звезда во Франции, а Лео Ферре давно умер. Эх! Все-таки неплоха эта "…" Феликса Леклера. Она с диска, аранжировки в котором, кажется, были сделаны для Франции, здесь ее нелегко найти. Аранжировки Франсуа Домпьера (François Dompierre), а тексты, разумеется, Феликса Леклера. Мне особенно нравятся именно эти аранжировки Феликса за их качество, я нахожу их очень-очень красивыми.

Ладно. Последнее маленькое путешествие в северный пейзаж одного из моих любимых норвежских джазменов. Музыка для зимы! Композиция с единственного альбома Матиаса Айка, который мне известен. Мне бы очень хотелось, чтобы он выпустил еще один, так как мне очень нравится его минималистская музыка, да еще и великолепно записанная. Она роскошна и дышит обширными скандинавскими лесами. "The door" с диска "The door" Матиаса Айка.

Звучит "THE DOOR" MATHIAS EICK.

Надеюсь, мы не разбудили детей? Режиссер сегодняшней передачи - Одиль Маньян, звукооператор - Кристиан Ферлан. Стихи, все же потребовавшие от меня определенной лингвистической акробатики, - Жюльена Дюпюи из его книги "Любьяк", выпущенной издательством "Marchand des feuilles" в 2005 году. В студии был Даниэль Лавуа, и я желаю тебе хорошей и приятной ночи, без бессонницы, без кошмаров, в теплых и живительных объятиях Морфея. Оставляю тебе ... хорошую музыку с Франсисом Пуленком (Francis Poulenc) и его очень милым трио для фортепиано, гобоя и фагота. Хорошего вечера!

Звучит "TRIO: ANDANTE NON MOTO" FRANCIS POULENC.

 

 

ВНИМАНИЕ! Интервью записано на слух, и может содержать неточности. Пожалуйста, если Вы нашли ошибку в нашем переводе, напишите нам об этом по адресу info.lavoie@yandex.ru

________________________________________________________________________________________________________________

Сайт создан и поддерживается поклонниками Даниэля Лавуа с целью популяризации его творчества info.lavoie@yandex.ru
Le site est créé et tenu à jour par les admirateurs de Daniel Lavoie dans le but de la popularisation de son œuvre.
Авторы переводов: Наталья Кривонос, Алла Малышева, Лиза Смит
© Воспроизведение переводов возможно только с разрешения администрации сайта и с указанием ссылки на источник