Радиопередачи Даниэля Лавуа на Радио Канада. <br /> <b>Notice</b>: Undefined variable: myrow in <b>/home/u235699/lavoie.ru/www/radio.php</b> on line <b>33</b><br />
     
  111  
 
Выпуск 17
Дата выхода: 2010-10-24
 

Готово! "Лавуа либр", начали!

У меня бесконечное число братьев
У меня бесконечное число сестер
Я - мой отец и моя мать

У меня есть деревья, рыбы
Цветы и птицы

Грубый поцелуй
И действие, отвлекающее внимание
Убийца без клинка
Пронзает себя лучом света

Но коррозия никогда не достигнет
Моего железного королевства
Где руки настолько сухи
Что с них облетают листья

Фаянсовые фигурки от смеха раскалываются на гипсовые осколки
Ледяное небо
Множественное солнце, не появляющееся больше
Братья и сестры
Тысячи суровых звезд

Добрый вечер, дорогие друзья, добро пожаловать на 17-й выпуск "Лавуа либр". В студии Даниэль Лавуа, надеюсь, что вы провели конец недели так, как вам нравится. Мой принес мне грибы - несколько ежовиков, к сожалению, эти грибы слишком редкие, зато мы набрали 5 кг лисичек, не слишком вкусных, но, если их засушить, запах становится более насыщенным, и из них получаются хорошие соусы и супы, они добавляют тонкий грибной привкус в мае месяце, когда готовишь рис или макароны. Вот мое мнение о лисичках. Белые грибы в этом году выросли у соседей, а я их нашел всего 3-4 штуки, не больше. Несколько очень молодых рыжиков, маленькую корзинку. Моя соседка нашла гигантский дождевик, здоровенный, как вилок капусты. Представьте себе - стейк из гриба!

Сегодня вечером я почитаю вам Поль-Мари Лапуанта (Paul-Marie Lapointe), и, не желая плохой игры слов, хотя, может, чуточку и желая ее, - стихи колкие и резкие, из книги "Le Vierge incendié", выпущенной "TYPO Poèsie".

Все ваши комментарии, как вы знаете, приветствуются и читаются. Вы можете посылать мне их по адресу lavoielibre@radio-canada.ca. Я начинаю вечер с музыки, пришедшей к нам из Африки некоторое время назад. Звучная, удивительная, таинственная, поэтичная, хрупкая и замечательно живая, словно дошедшая к нам из далекого прошлого. Я предлагаю вам послушать Рокиа Траоре (Rokia Traoré), споющую нам "Sara".

Звучит "SARA" ROKIA TRAORE.
Звучит "SLEEPY MAGGIE" MARY JANE LAMOND; PETER PRILESNIK; ASHLEY MAC ISAAC; ANONYME ECOSSE.

Это была "Sleepy maggie" с Эшли МакАйзек (Ashley MacIsaac) с острова Cap Breton, моя сестра там живет с 30 лет, на острове Cap Breton. Этот остров что-то вроде спрятанного рая, хорошо сохранившегося, остров, торчащий как нос корабля посреди Атлантики, огромное дикое плато, окруженного дорогой, одной-единственной, там все друг друга знают, и все знают Эшли МакАйзека.

Теперь - Пауло Флорес (Paulo Flores), баллада, позволяющая пофантазировать о ее смысле, если, конечно, не понимаешь португальского. Если смешать лаванду и Португалию, то у нас получится что-то вроде Бразилии. Послушайте, если вы мне не верите.

Звучит "E DOCE MORRER NO MAR" DORIVAL CAYMMI; JORGE AMADO.
Звучит "NARA-YAMA" KOHZABURO HIRAI.

Надеюсь, вы оценили это маленькое путешествие с Йо-Йо Ма (Yo-Yo Ma), который в этом диске, кажется, отлично ухватил суть того, как западные люди представляют себе Японию. С первых нот этой флейты он захватывает нас, уводит нас, переносит на своем волшебном ковре-самолете, и мы начинаем себе чувствовать в стране сашими.

Теперь - Морайто (Moraito). Морайто - это взрывной гитарист, дамы и господа, может, ему даже запрещено летать самолетом, энергичный и способный. У него немного записанных дисков с соло на гитаре, к несчастью, так как он предпочитает аккомпанировать певцам. Все же Морайто записал несколько сольных гитарных номеров, и вот один из них, "por Bulerias", самый смак для ушей, обещаю. Послушайте!

Звучит "BULERIANDO" MORAITO.
Звучит "RAIZ" JOSE JIMENEZ ABADIA.

Сначала был Морайто, а следом - Эль Вьехин (El Viejín). Чувствуется разница в энергии между этими двумя гитаристами, заметили? Эль Вьехин более уравновешенный и более мелодичный, но менее страстный, намного менее страстный. Но я нахожу его точность более небрежной, чем у Морайто, больше склонного к "heavy metal".

Каэтано Велосо (Caetano Veloso), без которого бразильская музыка просто невозможна. Послушаем маленькое упражнение как раз в стиле Каэтано, акустическое, даже органическое.

Звучит "MEU RIO" CAETANO VELOSO.
Звучит "SABINE LARGA'M" GREGORIO GONCALVES.

Время от времени надо слушать старые золотые вещи. Одна из знаменитых композиций Сезарии Эворы (Cesária Évora), маленькая радость. У меня впечатление, что там рассказывается до смерти грустная история, но еще я слышу, что радость, которая сочится из этой музыки, рождается из ее теплого, очень хорошего голоса.

Вы слушаете Даниэля Лавуа на "Espace musique".

Теперь мы немного сбавим ход. Самое подходящее время, чтобы заняться акварелью или вот что, еще лучше, пойдите поищите ручку и бумагу, и не забудьте вашу поэтическую душу на дне ящика письменного стола. Сейчас мы кое-что напишем, совсем спонтанно, вот увидите. Позвольте всему свободно изливаться на бумаге: пишите об этой неделе, об осени, о вашем последнем экзистенциальном кризисе. Давайте. Музыка для вас готова, у вас есть карандаш и бумага. Начали!

Звучит "VINGT SIX" JOHN ABERCROMBIE.
Звучит "NUMBER 9" JOHN ABERCROMBIE.

В вашем творческом исступлении вас сопровождал квартет Джона Аберкромби (John Abercrombie). Две пьесы с диска "The third quartet". Неплохо в своем роде, да? Хороший поиск текстуры и меланхолии конца осени, легкая дымка над полями и деревьями. Навеянное такой музыкой, стихотворение в воскресенье вечером пишется без проблем, вы не находите?

И, по не зависящим от меня причинам, дамы и господа, ... кажется, хочет увести нас в прошлое, в начало прошлого века, ради музыки ... новым молодым композитором, совершенно от всех отличающимся. Прекрасный, блистательный, молодой Клод! Мсье Клод Дебюсси и его околдовывающее пианино.

Звучит "DANSEUSES DE DELPHES" CLAUDE DEBUSSY.
Звучит "TU SERAS COMME LE CIEL" THIERRY SECHAN; NICHOLAS NAIMO.

Меня много раз просили повторить эту песню с тех пор, как я ее поставил в одной из первых передач. Тьерри Сешан (Thierry Séchan), да, брат Рено Сешана (Renaud Séchan), и его дочь, Лу, 10 лет. Ей было 10 лет в то время, когда записывалась эта песня, рисующая очень "сешанское" представление о жизни, "Tu seras comme le ciel", очень прочувствованная песня, надо сказать. Дебюсси играл Артуро Бенедитти Микеланджели (Arturo Benedetti Michelangeli). Обожаю. "10 000 часов". Почти что количество часов работы, чтобы освоить какой-нибудь инструмент. Время и труд творят виртуоза. Моя настольная книга вот уже некоторое время - "This is your brain on music" Даниэля Левитина, "Ваш мозг под воздействием музыки". Обстоятельные рассказы, показывающие, что талант ничего не значит. Ну, не слишком много значит. А вот там, где виртуоз проявляет свое мастерство, вот здесь талант вступает в игру и создает для нас маленькое чудо, подобное роялю Марк-Андре Амлена (Marc-André Hamelin).

Звучит "LANDLER NO 1" MARC-ANDRE HAMELIN.
Звучит "SAMBA DE VERAO" MARCOS VALLE; PAULO SERGIO VALLE.

Это была Бебель Жильберто (Bebel Gilberto). Бебель, да. Трудновато было бы с таким именем в Квебеке, а? Бебель. Но в Бразилии с ним полегче, конечно. Бебель Жильберто пела нам своим самым чувственным и таким приятным голосом, не правда ли?

Немного пафоса? Мы, люди, любим пафос, каждая культура в той или иной мере его использует. Серж Режьяни (Serge Reggiani) часто заводит нас в пафос, культурно более понятный нам, чем цыганские песни или еврейские грустные народные пения, с этой песней 60-х годов. "Le petit garçon". Послушайте, как это грустно!

Звучит "LE PETIT GARCON" JACQUES DATIN; JEAN-LOUP DABADIE.
Звучит "LA DANSE LA MOINS JOLIE" FELIX LECLERC.

Разумеется, вы узнали после Сержа Режьяни чуточку бытовой философии с неподражаемым Феликсом (Félix Leclerc). "La danse la moins jolie". И, чтобы восстановиться после пафоса и философии, хватит и нескольких минут с Майлзом Дэвисом (Miles Davis), предсказуемым в своей непредсказуемости, к тому же идеально подходящим для того, чтобы внести заключительный штрих в ваше стихотворение, которое вы только что написали, или для того, чтобы прослушать несколько стихотворений Поль-Мари Лапуанта. 9 минут мягкого, но бодрящего джаза, все время остающегося внутри зоны комфорта с - повторю еще раз - замечательной командой: Уэйном Шортером (Wayne Shorter), Херби Хэнкоком (Herbie Hancock), Тони Уильямсом (Tony Williams), Роном Картером (Ron Carter) и, разумеется, Майлзом Дэвисом.

Звучит "WATER BABIES" WAYNE SHORTER.

Девушка с цветущим лицом, покачиваясь, распространяет запах парюма, ловит вечерний ветер большими крыльями из зелени, лепестками птиц, покрывающими ее тело, и целым плюмажем любви. У ее ног, где хрипят маски, накладные бороды, восторги, исступления, слезы. Ты опускаешь ступни в прохладную весеннюю воду, мечтаешь о букетах до самого моря, гладких ногах, круглом персиковом животе, винограде грудей, и шее, о лице - ароматической лампе, тонущей в ночах, сплетенных из лишайника и водорослей, приливов и отливов Млечного пути, откуда можно пить соединенными ладонями. Когда-то давно мы спускались по тропинкам в самый полдень.

Закрытая комната между душой и телом.
Комната сновидений в ладонях.
Девочка, на цыпочках проникающая в мой сон.
Бесшумно,
На облаке невесомых шагов
Волосы долгого исступленного наслаждения в фонтанах тела тени
Две руки на ягодицах
Задремать - это немного умереть
Уткнувшись губами в мою шею
Но вздохи в холодные ладони
Но веки на лбах птиц
Но руки, уставшие от утешения
Очень спокойный сон в ночных гвоздИках

Тошнота от пробуждений
Медовые руки и когти отвращения в отмененных щеках
Боги насыщаются телами несбывшихся надежд
Порфировые колени
Наша любовь никогда не была взаимной
На лестнице никогда не бывает любви
Гравий удовольствия и фатальное ошеломление смотрит на нас глазами палача

Я люблю вас
Моя
Надавай мне пощечин
Тигриное облачение
Самые трепетные наездницы на крупе
...
Я терял свою жизнь в лесах
Но я снова нашел вас
Однажды
Ту, что никогда прежде не встречал
Но знал, что она - моя
Моя по большой книге
По вере ключа от тумана

Звучит "NIGHTFALL" CHARLIE HADEN.

Я проделал все путешествие на городском поезде. Так что я мог ни в чем себе не отказывать: крушение в мечтах и любовь; стены рухнули, потому что один человек так решил; то, что никогда не помешает, возможно, этой крыше уберечь меня от зимы и дождя. Только ветер, полный листьев, я дал тебе доступ во вселенную до предела необходимого. Улиц нет; когда трамваи разгуливают в садах; и мосты - это следы разрушений маленьких красных лотусов.

Это музыка, под которую хорошо смотреть, как дождь падает на город, из окна вашей художественной мастерской на десятом этаже в каком-нибудь старом офисном здании, вы не находите? Тем из нас, у кого нет художественной мастерской, пришлось запастись терпением. "Night fold" Чарли Хейдена (Charlie Haden) и Гонзало Рубалькаба (Gonzalo Rubalcaba), как минимум, успокаивающая минималистская пьеса, и еще немного вдохновляющая для тех, кто смотрит на город из большого окна своей мастерской на десятом этаже старого офисного здания.

Вы слушаете Даниэля Лавуа на "Espace musique".

В таком же стиле, но немного более рельефном, послушаем молодого французского трубача, делающего очень хорошие диски. Не настолько мягкие, как та пьеса, которую я только что вам ставил, так как он немало экспериментирует со звучанием, но они все равно совершенны. Эрик Трюффаз (Erik Truffaz), исполняющий "Betty".

Звучит "BETTY" ERIK TRUFFAZ.
Звучит "THE THIRD MAN" ENRICO RAVA; STEFANO BOLLANI.

Закрытая комната между душой и телом.
Комната сновидений в ладонях.
Девочка, на цыпочках проникающая в мой сон.
Бесшумно,
На облаке невесомых шагов
Волосы долгого исступленного наслаждения в фонтанах тела тени
Две руки на ягодицах
Задремать - это немного умереть
Уткнувшись губами в мою шею
Но вздохи в холодные ладони
Но веки на лбах птиц
Но руки, уставшие от утешения
Очень спокойный сон в ночных гвоздИках

[прим. перев.: это не опечатка, Даниэль прочитал второй раз одно и то же стихотворение]

Маковые поцелуи там, откуда начинаются ноги
Булавка скручивает два рта, накрепко соединенные
Дробит вам удовольствие
Квадратные крошки окна
Большой нос угрызений совести
Бурое рыло дотошного исследователя живота, обнюхивающего живот
Река утопленниц в скалах и ветвях
Собрать грудь
Глаз
Бедро
Я занимаюсь любовью с моими зубами

Бог ты мой, а парень-то к концу пьесы изрядно разошелся! Майлз Дэвис породил поколение трубачей, играющих в зоне мягкости и сладости, ну разве что к концу уже не так мягко, но общая атмосфера музыки все же очень приятная. К ним принадлежат как Энрико Рава (Enrico Rava), которого мы только что слышали, так и Эрик Трюффаз перед ним. Теперь бы чуточку успокоиться, а? Вернемся к другому воскресенью и послушаем четыре маленькие молитвы святого Франциска Ассизского с "Netherlands Chamber Choir". Ангельский хор. Если небо вообще существует, и если к тому еще и ангельские хоры существуют, я надеюсь, они звучат именно так!

Звучит "SEIGNEUR, JE VOUS EN PRIE" FRANCIS POULENC; FRANCOIS D'ASSISE.
Звучит "SLEEP" ERIC WHITACRE; CHARLES ANTHONY SILVESTRI.

После "Netherlands Chamber Choir" была полифония Стивена Лейтона (Stephen Layton). Вы начинаете подозревать, что я очень люблю этот хор, которому удается мастерски владеть этой точностью, достаточно для того, чтобы играть с диссонансами, трещащими от дисгармонии, и нотами. Получается не только красиво, но и, как мне кажется, за отсутствием другого образа, как будто щекочет язык. А теперь - Марк-Андре Амлен (Marc-André Hamelin).

Звучит "VARIATION NO 3 (CATHY'S VARIATIONS)" MARC-ANDRE HAMELIN.
Звучит "TESS" JOHN SURMAN.

Все разрушения далеки от меня
И надежда бакенов
Проглоченная поутру
Затерянная вдали

Плоский стол моря
Стена, пробитая взглядом
Глаза ирокезов, одетых в лен
Глаза шлюх на ангельских мордашках

Все это вырастет
В хрустальные ели
Гуляющие в парке
Сложив руки за спиной
Несмотря на налеты клаксонов
Несмотря на ноги девчушек
И любовь в жандармских дубинках
Все это мое холодное оружие
Мое огнестрельное оружие
Мое оружие
Дом, расположенный у края волшебства
На границе слез

Музыка для стихов была с Grazia Stadium Мирослава Витуса (Miroslav Vitous) и его коллектива, нарисовавших нам пейзаж, полный атмосферы и сладости. Чешский музыкант, который наверняка провел некоторое время в Норвегии, у него чувствуется несомненное влияние северной музыки.

Режиссер сегодняшней передачи - Одиль Маньян, звукооператор - Мишель Подвэн. Стихи взяты из книги "Un vierge incendié" Поль-Мари Лапуанта, опубликованной "TYPO Poèsie".

Я хочу пожелать тебе хорошей недели, но прежде - доброй ночи, как следует всхрапнуть, чтобы отдохнуть от своих адских выходных. А если это были не адские выходные, а спокойный и немного скучный конец недели или нечто среднее между ними, неважно, я желаю тебе недели открытий и маленьких удовольствий. Не забывай, что, возможно, это твоя последняя неделя, не стоит ее бездумно проматывать.

Чтобы закончить - немного веселого рояля, "care free", как говорится на английском. Это означает "беззаботного", именно то, чего я тебе желаю. Он легкий, солнечный и движется как юная счастливая девушка. Роберт Гласпер (Robert Glasper), "Portrait of an angel".

Звучит "PORTRAIT OF AN ANGEL" ROBERT GLASPER.

 

 

ВНИМАНИЕ! Интервью записано на слух, и может содержать неточности. Пожалуйста, если Вы нашли ошибку в нашем переводе, напишите нам об этом по адресу info.lavoie@yandex.ru

________________________________________________________________________________________________________________

Сайт создан и поддерживается поклонниками Даниэля Лавуа с целью популяризации его творчества info.lavoie@yandex.ru
Le site est créé et tenu à jour par les admirateurs de Daniel Lavoie dans le but de la popularisation de son œuvre.
Авторы переводов: Наталья Кривонос, Алла Малышева, Лиза Смит
© Воспроизведение переводов возможно только с разрешения администрации сайта и с указанием ссылки на источник