Радиопередачи Даниэля Лавуа на Радио Канада. <br /> <b>Notice</b>: Undefined variable: myrow in <b>/home/u235699/lavoie.ru/www/radio.php</b> on line <b>33</b><br />
     
  111  
 
Выпуск 91
Дата выхода: 2012-06-17
 

"Лавуа либр", начали!

Лицом к морю
Лицом к солнцу
Лицом к луне
Мои тени обгоняют мое тело
Возможно, я просто не существую
Возможно, я - спящий крик.

Добро пожаловать, друзья и подруги на размеченных, но мало протоптанных тропинках, добро пожаловать на почти последнюю передачу перед долгим летним отпуском. Если я говорю "отпуском", то в основном для того, чтобы объявить вам, что я вернусь в сентябре с - надеюсь! - большим количеством открытий для осенних вечеров, но сейчас-то у нас еще не осень, у нас даже еще не лето, и незачем заглядывать так далеко. Насладимся теплом, прежде чем прогуляться по опавшим листьям. Сегодня вечером будут стихи Родни Сент-Элуа (Rodney Saint-Éloi), родившегося на Гаити, а теперь живущего в Квебеке, "Récitatif au pays des ombres", опубликованной издательством "Mémoire d'encrier" в 2011 году. И, чтобы соответствовать теплу вашего воскресного вечера, музыка, пришедшая из настоящей жары, да еще и удвоенной жары - африканская музыка, изрядно нашпигованная кубинской, и в результате получилось что-то взрывное! Разувайтесь и позвольте своим бедрам совершать энергичные круговые движения. Ибро Диабате (Ibro Diabaté) и "Unité nationale".

Звучит "UNITE NATIONALE" IBRO DIABATE.
Звучит "LE TWO STEP DES FESTIVALS ACADIENS" COURTNEY GRANGER.

Вот более угловатая музыка, предназначенная для тех, кто испытывает трудности с афро-кубинскими покачиваниями бедрами, - кажёнский тустеп, чтобы разогреть вам кровь. "Pine leaf boys" из Лафайета. Но мы не покидаем Африку надолго! Вот блюз в старинном духе, в стиле предков современного блюза. Зумана Терета (Zoumana Téréta) и Синзани Фама (Sinzani Fama), они зацепляют в нас что-то очень древнее, струнку, смутно вспоминаемую несколькими нашими хромосомами.

Звучит "SINZANI FAMA" ZOUMANA TERETA.
Звучит "LITORAL" TOCO.

Есть что-то трогательное в хрупком голосе Токо (Toco). Классическая, совершенная приморская босса. Музыка, легко влюбляющая в себя, как хороший глинтвейн. Останемся в теплых краях с румбой, и не с какой попало, а с "Limon de Nata" с Висенте Амиго (Vicente Amigo) и его группой неистовых музыкантов фламенко. Легкая и прекрасно перевариваемая вещь!

Звучит "LIMON DE NATA" VICENTE AMIGO.
Звучит "MASAR" TRIO JOUBRAN.

"Солнце страдает чахоткой", -
Говорят нам в журналах
Целители взывают к богам
Церквям не хватает молитв
Голоса не отзываются
Дети плюются кровью холмов
Рэп-музыка трещит долгими жалобами
Кто из нас купается в собственной крови
Кто из нас убегает от звезды, сулящей шанс
Какой шанс?
Шанс спасти свою кровь
В каналах своего сердца
Шанс сохранить свои мечты
В теле своих криков
Шанс быть облаком, которое не будет сметено дождем

Каждый раз, когда я ставлю это палестинское трио, кто-нибудь пишет мне, чтобы уточнить, что это было. И я понимаю. Виртуозные музыканты с блистательно проработанной структурой, трио "Joubran", диск "Majaz", мы слушали "Masar".

Сдается мне, давно я не вспоминал про моего друга Сильвэна (Sylvain Lelièvre). Вот и он с песней, которая, мне кажется, сумеет добавить легкости концу весны.

Звучит "LES CHOSES INUTILES" SYLVAIN LELIEVRE.
Звучит "PETIT MATIN" SYLVAIN LELIEVRE.

Три листа
Три корня
Белая скатерть
Кувшин чистой воды
Веревка с семью узелками
Фиолетовый фонарь
Семь вудуистских пакетов
Для неудобных дорог
Чтобы сказать: я выброшен, я подобран
Чтобы сказать: у меня был город, земля, счастливая радуга
Чтобы сказать: у меня был сказочный собор в сумасшедшей пироге
Память, о, память бродячего акробата
Мое детство уходит от меня как грустный прохожий

Для Сильвэна - … с трубой Робера Анжелило (Robert Angelillo) и классика великого Лельевра, "Petit matin". Теперь - классика среди классики, мелодия, которую часто брали для вариаций в самых разных стилях. Вот версия, впервые услышанную мной в конце 70-х годов, Барбара Стрейзанд (Barbra Streisand), которую посетила гениальная идея сделать диск мелодий, взятых из классического репертуара. Послушайте одну вещь оттуда, "Après un rêve" Габриэля Форе (Gabriel Fauré), песня, которую невозможно слушать без платка, уверяю вас.

Звучит "APRES UN REVE, OP 7 NO 1" GABRIEL FAURE; ANONYME ITALIE; ROMAIN BUSSINE.
Звучит "VERGNUGTE RUH', BELIEBTE SEELENLUST, CANTATA" JOHANN SEBASTIAN BACH.

Если Барбара Страйзенд не сломила вас, то надеюсь, что отрывку из кантаты N170 это удалось. Бывают моменты, когда Бах заполняет пространство так элегантно и насыщено, что получается даже слишком хорошо. Мне кажется, что переложение для струнных в этом отрывке гипнотическое. Послушайте теперь подарок, который я вам приготовил, найдя его случайно среди дисков Херби Хэнкока (Herbie Hancock), "Summertime", спетую Джони Митчелл (Joni Mitchell) чрезвычайно приятно, обещаю вам.

Звучит "SUMMERTIME" GEORGE GERSHWIN; IRA GERSHWIN; DU BOSE HEYWARD.
Звучит "VALSE, OP 1" ALEXANDRE SCRIABINE.

Молодой Скрябин, по крайней мере, одно из ранних его произведений, в исполнении Стивена Кумбса (Stephen Coombs).

Пианист, которого я встречаю все чаще и чаще, и чье имя почти непроизносимо для моего неуклюжего языка, Лешек Можджер (Leszek Możdżer). За "Svantetic" с Лешеком Можджером последует еще одна композиция с Лешеком Можджером, на этот раз в дуэте с Ларсом Даниэльсоном (Lars Danielsson).

Звучит "SVANTETIC" CHRISTOPHER KOMEDA.
Звучит "PRAYING" LARS DANIELSSON.

Я живу в логове изгнания
Где перепутаны ветры и бабочки
Буквы забывают друг друга
Буквы снова учат друг друга
Я запросто проигрываю и выигрываю
Я надеюсь потерять надежду
Растение, птица, озеро
Изгнание - это черная дыра

Я живу в коридоре изгнания
Я теряю траурную карточку
Теряю свою единственную рубашку
Вот так и выигрываю
Потому что терять - единственный выигрыш здесь
Сбиться с дороги
Потерять голову
Утратить дар речи
Это единственный способ быть лицом к ветру
Это единственный способ быть лицом к морю
Обещанная нагота под солнцем
Так и начинается то, что начинается
Длинная звездная ночь

Звучит "LEATHER" REZ ABBASI.
Звучит "MOLAMBO" AUGUSTO MESQUITA; MEIRA.

Роза Пассос (Rosa Passos) - чарующая мелодистка с таким выразительным голоском. "Molambo". Ладно. Хватит развлекаться. Перейдем теперь к более серьезным вещам, по меньшей мере сделанным так, как будто это серьезные вещи. Вот еще один очень выразительный голос в стиле классической певицы. Отрывок из Генделя в исполнении Мари-Николь Лёмьё (Marie-Nicole Lemieux).

Звучит "ALEXANDER BALUS, HWV 65, FAIR VIRTUE SHALL CHARM ME" GEORG FRIEDRICH HAENDEL; THOMAS MORELL.
Звучит "KINDERTOTENLIEDER" GUSTAV MAHLER; FRIEDRICH RUCKERT.

Одна из "Kindertoterlieder" Густава Малера (Gustav Mahler) в исполнении Джесси Норман (Jessye Norman) с Сэйджи Осава (Seiji Ozawa) и Бостонским симфоническим оркестром. Только музыка, ставшая интернациональной. Теперь - Симона Диннерстайн (Simone Dinnerstein) с игрой, которая - вы услышите! - извлекает каждую каплю мелодии, каждую ноту из этой "Французской сюиты" Баха.

Звучит "SUITE FRANCAISE POUR CLAVECIN NO 5, BWV 816, I, ALLEMANDE" JOHANN SEBASTIAN BACH.

Это твое молчание говорит во мне. Прошлое - опустевший дом. Вопросы бесполезны, так как я хорошо знаю, что море дремлет в отливе крови. Большие собаки оставляют следы на пляже и лодках. Пчелы оплакивают день. Летучие мыши кончают самоубийством ночью. Америка берет под арест случайно прибившиеся к ней лодки. Армия скелетов приплывает на рассвете.

Позже я напишу любовное письмо Эмели, чтобы слово за словом описать июль в Монреале, время привычки к тишине: джаз в городе, как отдергиваемая рука, колонии чаек, перепутавших сезон с весной. В постскриптуме я вверну фразу, как клятву: "Будь красивой даже в худшие времена".

Растянувшийся город, город завтра, если Богу так угодно, моя мать всегда добавляет: "если Богу так угодно". По ее мнению, начинающийся и завершающийся день - это подарок неба.

Звучит "ONE DAY I'LL FLY AWAY" JOE SAMPLE; BILL WHELAN; WILL JENNINGS.

С очень красивого диска Кита Джаррета (Keith Jarrett) и Чарли Хейдена (Charlie Haden), пьеса "One day I'll fly away". Теперь послушаем композицию Белы Бартока (Béla Bartók) с удивительной текстурой оркестра. Джеймс Энесс (James Ehnes) и филармонический оркестр BBC с отрывком из концерта для альта Бартока.

Звучит "CONCERTO, BB 128" BELA BARTOK.
Звучит "CHIMAERA" THOMAS STRONEN; IAIN BALLAMY.

Опять музыканты, приехавшие с Севера, и музыка, тоже пришедшая с Севера, Томас Стрёнен (Thomas Strønen) и Эйн Бэлами (Iain Ballamy), Нильс Петер Молвер (Nils Petter Molvær), альбом "Quiet inlet", "Пища для химер", "Chimera food". Теперь, к вашему удовольствию, очень приятное пространство-время, предложенное звездной командой, ни более, ни менее, как Майлзом Дэвисом (Miles Davis), Уэйном Шортером (Wayne Shorter), Херби Хэнкоком, Роном Картером (Ron Carter) и Тони Уильямсом. С диска "Water babies", "Sweet pea".

Звучит "SWEET PEA" WAYNE SHORTER.
Звучит "..." William Byrd.

Я чуть не забыл о дне Спасителя [воскресенье]. А человек должен думать о небе. Это были Стивен Дарлингтон (Stephen Darlington) и "Choeur Christ Cathedral" со старым песнопением Бёрда (William Byrd) "…". А теперь - Пат Мефени (Pat Metheny).

У бабушки Тиды была могила
У бабушки Тиды был дом
Она предпочитала могилу дому
Она насажала на могиле солнечных цветов
Она устроила так, чтобы дом переходил в могилу
Так что могила была садом света

У бабушки Тиды был гроб
У бабушки Тиды была кровать
Она предпочитала гроб кровати
Каждый вечер она окуривала гроб ладаном
Она устроила так, чтобы кровать была ниже гроба
Таким образом, гроб мог разговаривать со звездами

У бабушки Тиды было белое платье
Бабушка Тида любила свое белое платье
Это было свадебное платье с воланами
Бабушка Тида никогда не носила это платье
Бабушка Тида ждала только смерти.

Она пела, искоса поглядывая на свое платье:
"Когда мир воцарится на небе
Это единственный способ быть лицом к ветру
Мы будем там"

Звучит "PEACE MEMORY" PAT METHENY.

Это была "Peace memory" с Патом Мефени и его тенор-гитарой, чтобы привести нас с концу пути, "Лавуа либр" на сегодняшний вечер. Еще не поздно написать мне, что вам запомнилось в течение года, я буду читать в отпуске, lavoielibre@radio-canada.ca. Мы слушали стихи Родни Сент-Элуа, "Récitatif au pays des ombres", опубликованной издательством "Mémoire d'encrier" в 2011 году. Режиссер - Лю Трамбле, звукооператор - Кристиан Ферлан, и я, Даниэль Лавуа, с нетерпением ждущий отпуска, как и ты, наверное, такого долгого, как только возможно. Отпуска не от тебя, разумеется, так как я проведу лето, роясь в магазинах дисков планеты ради будущей осени. Я буду здесь на следующей неделе, в последний раз перед сентябрем, в тот же час, на той же волне, на "Espace musique". Хорошего вечера, доброй ночи. Доброй ночи, Левон.

Звучит "SEIGNEUR MISERICORDIEUX" ANONYME ARMENIE.

 

 

ВНИМАНИЕ! Интервью записано на слух, и может содержать неточности. Пожалуйста, если Вы нашли ошибку в нашем переводе, напишите нам об этом по адресу info.lavoie@yandex.ru

________________________________________________________________________________________________________________

Сайт создан и поддерживается поклонниками Даниэля Лавуа с целью популяризации его творчества info.lavoie@yandex.ru
Le site est créé et tenu à jour par les admirateurs de Daniel Lavoie dans le but de la popularisation de son œuvre.
Авторы переводов: Наталья Кривонос, Алла Малышева, Лиза Смит
© Воспроизведение переводов возможно только с разрешения администрации сайта и с указанием ссылки на источник