Радиопередачи Даниэля Лавуа на Радио Канада. <br /> <b>Notice</b>: Undefined variable: myrow in <b>/home/u235699/lavoie.ru/www/radio.php</b> on line <b>33</b><br />
     
  111  
 
Выпуск 89
Дата выхода: 2012-06-03
 

"Лавуа либр", начали.

Рассвет бесконечно осторожно
Расстилается
По Земле.
Умирающие
Цепляются
За шею ангела.
Назовешь ли ты
Это апокалипсисом
Или новыми генами
Сплошь устилающими пляж
Ты знаешь
Что всё всегда заканчивается
Тем, что оно исчезает
На кончиках твоих пальцев.

Добрый вечер и добро пожаловать на ваш еженедельный оздоровительный музыкальный марш! По пути вы случайно повстречаете великих музыкантов и музыкантш в спокойной атмосфере воскресной вечерней прогулки. В студии Даниэль Лавуа, и я в очередной раз предлагаю вам, в 89-й раз, если быть точным, попутешествовать по мирам и векам, чтобы открыть для себя эту замечательную музыку, которая почти всегда приносит нам огромное количество добра. И, как всегда, будут еще и стихи. Разве можно вообразить себе воскресный вечер без поэзии? Сегодня вечером - Мишель Летурно (Michel Létourneau), "Détachements et autres cycles d'un royaume", выпущенной издательством "Triptyque" в прошлом году, в 2011. И, как я предлагаю в течение некоторого времени, первая композиция - для тех, кто как раз заканчивает приготовления к ужину, а именно - салат! Я из тех, кто предпочитает есть салат самым первым. Возможно, это вопрос привычки, но мне никогда он не кажется таким вкусным после основного блюда, а из практики надо признать, что чем больше ешь салат, тем меньше ешь картошки, уменьшая количество калорий, которые могут добавлять несколько лишних килограмм в год, так что мешальщики и мешальщицы - для ваших мисок!

Звучит "A tes seins" Claude Nougaro, Sonny Rollins.
Звучит "Mentirosa" Concha Buika.

Разумеется, вы узнали Клода Нугаро, предлагающего нам, уж извините, стриптиз, а потом - Конча Буйка с присущей ей силой. Если вы открываете бутылку вина к ужину, я желаю вам такой же силы, какой обладает мадам Буйка. Теперь - "Maria Ninguém" Жобима (Antônio Carlos Jobim) в исполнении Жуана Жильберто (João Gilberto) с участием Херби Манна (Herbie Mann).

Звучит "Maria Ninguém" Carlos Lyra.
Звучит "La Mahora (Rondeña)" Diego Del Morao.

Мы слушали Диего Дель Морао (Diego Del Morao), перкуссиониста и гитариста и композицию "Rondeña", хорошо воспринимаемую, вдохновленную фламенко. Сейчас послушаем один из самых узнаваемых голосов в мире, и это 40 лет спустя после смерти его обладателя! В Нью-Йорке, в 1971 году. Кто это? Мне посчастливилось увидеть его и, конечно, услышать, великого Луиса Армстронга (Louis Armstrong), едва за три года до его смерти, он еще продолжал свои турне. Его доктор запретил ему играть на трубе, так что он сделал один диск тайком, и это на самом закате своей жизни! Как Эйнштейн, продолжавший развешивать свои математические формулы и искать смысл вселенной даже на смертном ложе. "When your lover has gone", Луис Армстронг.

Звучит "When your lover has gone" Einar Aaron Swan.
Звучит "Neigerie" Claude Nougaro.

Чтобы добавить немного чувственности к вашей вечерней трапезе, да и просто мне захотелось поставить вам еще одну песню Нугаро, чтобы вы получше оценили июнь. Немного эксгибиционистский Нугаро с "Neigerie". Теперь - старый добрый Бах, довольно шумный, чтобы лучше достучаться через кожу к нашим душам, с Андреасом Шолем (Andreas Scholl), а может, это произносится как "Сколь" и "Collegium vocale" под управлением Филиппа Херуэйга (Philippe Herreweghe).

Звучит "Geist und Seele wird verwirret" Johann Sebastian Bach, Georg Christian Lehms.
Звучит "Belshazzar, oratorio" Georg Friedrich Händel, Charles Jennens.

Это были Мари-Николь Лёмьё (Marie-Nicole Lemieux) и Карина Говэн (Karina Gauvin), которые плавно перенесли нас от Баха к Генделю и закрыли счет маленькой интерлюдией барокко. Теперь - еженедельная доза Пьяццоллы (Astor Piazzolla). Я немного преувеличиваю, говоря "еженедельная", но у меня есть композиторы-идолы, и Пьяццолла, без сомнения, один из них и, если судить по количеству известных музыкантов, исполняющих его произведения, я не один такой. Эдмон Карлье (Edmond Carlier), Фернандо Суарез Паз (Fernando Suarez Paz), Одэр и Серджио Ассад (Odair Assad, Sérgio Assad) с отрывком из "Fuga y Misterio" Астора Пьяццоллы.

Звучит "Sonate (1969), 2e mouvt" Radamés Gnattali.
Звучит "Après un rêve, op 7 No 1" Gabriel Fauré, Romain Bussine.

Небо
Гасит крики
Чаек
В их набитых перьями
Подушках
Оно обрезает
Их владения
Вдали от берега.

Спокойствие
Карабкается
По расщелинам скал.

Ты беспрестанно оттачиваешь
Свои уловки
(древесная лягушка
Беспокойство которой слышится
За решеткой).

Ты выше пастбищ
Раскинув крылья, молча

Твое выживание
В ударах веслом
По камню.

Одна грань вселенной
Случайно оказывается
Прямо за твоим окном.
Ты оцениваешь
Свой итог
Свою страсть
К мелким вещам
К тому, что ты можешь
Покатать на ладони
И снова включиться
В великое
Шествие веков.

Артуро Сандоваль (Arturo Sandoval), кубинский джазовый трубач с десятком дисков собственного сочинения, здесь выбрал для исполнения одну из очень красивых мелодий Габриэля Форе (Gabriel Fauré), "Après un rêve". Мы были довольно далеки от джаза, но все же аранжировка очень милая. Теперь покинем все милое. Красивое только изредка бывает милым, и все-таки могу вас заверить, что струнный квартет Стива Райша (Steve Reich), а вернее, отрывок из его “Triple Quartet” с квартетом "Kronos", как и все, что делает Райш, будоражит и немного тревожит.

Звучит "Triple Quartet / 2e mouvt" Steve Reich.
Звучит "Partita pour violon No 3, BWV 1006, prélude" Johann Sebastian Bach.

Мы слушали красивую и талантливую Хилари Ханн (Hilary Hahn). Партита N3 в ми Иоганна Себастьяна Баха, совершенная, точная и звучная. Теперь - Матиас Айк (Mathias Eick), музыка севера в самом чистом норвежском стиле, "Эдинбург". Казалось бы, что он должен достать волынку, но ничего не поделаешь, он остается в Норвегии, несмотря на название.

Звучит "Edinbourgh" Mathias Eick.
Звучит "Telegram" John Abercrombie.

Ты ощупываешь
Каждое зернышко
Каждое пятнышко
(мириады неизвестных
Умирают
Под ним).
Ты грезишь
О том, что могло бы
Случиться
Без лишних вещей
И без ограничений.

Луна
Берет тебя
Под свое крыло
Но бросает
Шакалам
Ту маленькую девочку.

Ты распределяешь
Свои муки в течение дня.
Ты сомневаешься
Что немного света
Мерцает
Позади вещей
Что твой дух
Завершает
В других мирах свои построения.
Ты вскрываешь
По кусочкам
Воспоминания, тайники, жгучие обиды.
Чрезмерная сила
Которую ты используешь
Повсюду.

Тебе приснилось
Что ты поднимаешься
В освобождении воздуха
Что ты танцуешь
На большом празднике пирог
Что твое обычное чувство
Неадекватности - не более чем
Немного снега
А он сам -
Дверь
В то невидимое

Что заимствовали
В это утро
Крокусы
Чтобы смягчить
Твою боль.

Почти никогда не имев прежде случая давать названия произведениям без слов, я могу только спрашивать себя, как придумывают названия чисто музыкальным произведениям, как, например, тому, которое мы только что слушали, "Telegram" Джона Аберкромби (John Abercrombie). Напрасно я очень внимательно вслушивался, я не обнаружил ничего, что подтвердило бы такое название, как, впрочем, и "Эдинбург" Матиаса Айка прямо перед ним. Должно быть, просто тыкают наугад на страницу первой попавшейся книги.

Теперь – Канчели (Giya Kancheli) с отрывком из "Styx", вот тут более понятно, так как произведение легко наводит на мысли о воображаемой реке в аду с мучающимися душами проклятых, прибывающих на пароме в 8:30 со знаками Сатаны на поручнях. Давайте, поместите туда те души, какие хотите.

Звучит "Styx" Giya Kancheli.
Звучит "Bess, you is my woman now" George Gershwin, Ira Gershwin, Du Bose Heyward.

"Bess, you is my woman now", Майлз Дэвис (Miles Davis), отрывок из "Porgy and Bess" Гершвина.

Сейчас мы в 1938 году, в России, и Шостакович начинает свой первый струнный квартет, ощущая всю планету в своем сердце, внутри себя, в своих венах, тень ужасной надвигающейся бури. В России уже много лет правит Сталин, и Гитлер кажется невинным младенцем рядом с ужасным Иосифом. Часть 2 из струнного квартета N1 Дмитрия Шостаковича с квартетом Бородина.

Звучит "Quatuor No 1, Op 49/2e mouvt, moderato" Дмитрий Шостакович.
Звучит "A deux" Klaus Paier.

Что хранит тебя
От дьявольских проделок дня
Просачивающихся во все щели?
Ты грезишь о лицах
Тех, кто умирает
Тебе хотелось бы носить их покров
Что освещает окно их детства.
Ты знаешь их манеру письма
Их внутренний мир
Когда их тишина нарушена.

От дождя запотевают
Стекла
Небо немного облегчается
Выливая на реку
То, что в нем накопилось, чтобы замутить ее.
Ты не знаешь
Как держатся
Вместе элементы
Как то, чего ты избегаешь
Позволяет внезапно
Заполнить форму
Неожиданно появившейся щели.

Вот кто вернет нас из достаточно мрачной вселенной Шостаковича! Клаус Пайер (Klaus Paier) и Ася Вальчик (Asja Valcic). Послушаем теперь, как Лео Ферре (Léo Ferré) споет нам Арагона (Louis Aragon), стихотворение о … душе "Elsa", положенное на музыку самим великим Лео.

Звучит "Elsa" Léo Ferré, Louis Aragon.
Звучит "Tamanco no Samba" Orlandivo, Hélton Menezes.

Все-таки давно я не ставил вам Клару Морено (Clara Moreno)! "Miss Balanço" с Челсо Фонсека (Celso Fonseca), "Tamanco no Samba". Сейчас я предложу вам, скажем так, атлетический, олимпийский прыжок из Бразилии 21 века в Англию 17 века. Лин Доусен (Lynne Dawson) и очень трогательная "When I am Laid in Earth" Пюрселла (Henry Purcell).

Звучит "Didon et Énée" Daniel Abrams, Henry Purcell.
Звучит "Be careful, it's my heart" Irving Berlin.

Откуда к тебе приходит
Этот древний способ
Умирать?
От твоих предосторожностей против
Произвола, нерешительности
Которые заталкивают тебя
В темный угол ночи?
От твоих предков
Охраняющих тебя
От пожарищ?
От разложения
Исчерпавшегося
В последний момент
В извести?

Междометие света
Вокруг твоего островка
Ничего определенного
Не приходит тебе на ум
Ты приводишь в движение
Облака, которые уносят свое короткое существование
От починки эльфов
От целостности луны.
Скорбь твоих статуэток
Тающих
Скрючившись однажды
В остатке твоей вселенной.

Если я не ошибаюсь, "Lost in a dream" - это последний альбом Пола Моушена (Paul Motian), покинувшего нас в этом году. Здесь он играет в трио с роялем и саксофоном, Джейсоном Мораном (Jason Moran) и Крисом Поттером (Chris Potter). Теперь - легкий проблеск черного солнца, Барбара (Barbara), обладавшая потрясающим чувством юмора и мелодии. Господь Бог по справедливости своей наделил ее голосом, с которым ей отлично удавалось смешивать одно с другим.

Звучит "Le testament" Barbara.
Звучит "Rêverie" Claude Debussy.

Каждая рытвина на песке
Геном мира
Река выбрасывает
Клочки образов
Злаки разъясняют
Слова, сказанные камнем под водой
Старый ход мыслей
Упрямо следует
Неровностям пейзажа
Ты зарываешь
Свои невзгоды в ком пакли
Свои страхи в шкаф
Созерцая
То, что руины
Еще могут отдать.

Деревья соперничают с твоим лицом
Кто мрачнее.
Фиолетовый огонек пробегает
Под твоей рубашкой
Растворившей небо.
Уснула ли ты
Во рву с соломой
И тенями или зацепилась
За последний образ
В полосках
Света?
Тебе нравились карнизы
Спокойствие гаги
Водяные люки
Альвеолы, переплывающие
Через границы.

Мы слушали "Rêverie" Дебюсси (Claude Debussy) в исполнении Жан-Эффлама Бавузе (Jean-Efflam Bavouzet). В фортепиано Дебюсси иной раз бывает что-то, роднящее его с джазом, может быть, с Китом Джарретом (Keith Jarrett) или Стефано Боллани (Stefano Bollani).

К счастью, сезон близится к концу, так как я почти исчерпал весь репертуар Феликса (Félix Leclerc), но у меня осталась еще одна песня, и снова в очень красивой аранжировке Франсуа Домпьера (François Dompierre), "Les bohémiennes".

Звучит "Prière bohémienne" Félix Leclerc.
Звучит "Long day closes" Arthur Sullivan.

После Феликса были "King’s singers", а за ними - Марк-Андре Амлен (Marc-André Hamelin), сыгравший нам Гульда. А теперь, чтобы прибыть на вокзал, песня с альбома "Dub colossus", не могу вам сказать, что это за стиль – даб, транс или что другое. Все, что я знаю, - то, что это довольно интересно, и это будет наша композиция для домашнего кинотеатра на сегодняшний вечер. "La rose noire" с диска "In a town called Addis", "Dub colossus ".

Звучит "Exercise No 1" Friedrich Gulda.
Звучит "Black rose" Desta Fikra, Dubulah.

И вот в очередной раз мы подъезжаем к возкалу. Скрашивали наше сегодняшнее путешествие стихи Мишеля Летурно (Michel Létourneau), "Détachements et autres cycles d'un royaume", опубликованные издательством "Triptyque" в 2011 году. Режиссер - Лю Трамбле, звукооператор - Кристиан Ферлан, и я - Даниэль Лавуа, ваш любезный ведущий, выбравший для вас маршрут и предложивший вам разные вкусности. Каждую неделю я буду возвращаться сюда, так что до следующей недели, в тот же час на той же волне, это будет почти последняя передача перед летом. Доброй ночи, приятного вечера и доброй ночи, Левон.

Звучит "Seigneur Miséricordieux".

 

 

ВНИМАНИЕ! Интервью записано на слух, и может содержать неточности. Пожалуйста, если Вы нашли ошибку в нашем переводе, напишите нам об этом по адресу info.lavoie@yandex.ru

________________________________________________________________________________________________________________

Сайт создан и поддерживается поклонниками Даниэля Лавуа с целью популяризации его творчества info.lavoie@yandex.ru
Le site est créé et tenu à jour par les admirateurs de Daniel Lavoie dans le but de la popularisation de son œuvre.
Авторы переводов: Наталья Кривонос, Алла Малышева, Лиза Смит
© Воспроизведение переводов возможно только с разрешения администрации сайта и с указанием ссылки на источник