Радиопередачи Даниэля Лавуа на Радио Канада. <br /> <b>Notice</b>: Undefined variable: myrow in <b>/home/u235699/lavoie.ru/www/radio.php</b> on line <b>33</b><br />
     
  111  
 
Выпуск 73
Дата выхода: 2012-02-12
 

"Лавуа либр", начали!

Твое стихотворение появляется из ада, в то утро,
когда слова кажутся безжизненными в середине фразы,
адский образ ускользает от пыли кухонной плиты,
и души без всякой надежды отступают еще на шаг.

Добрый вечер, дорогие друзья "Лавуа либр", с вами Лавуа, и я надеюсь, что буду вашей дорогой, вашим свободным путем к прекрасным открытиям сегодняшнего вечера (прим. перев.: игра слов «Lavoie» как фамилия и «la voie» - путь, дорога). Повторить сначала? С вами Лавуа, и я надеюсь, что буду вашей дорогой, вашим свободным путем к прекрасным открытиям сегодняшнего вечера. Еще будет винегрет из музыки, пришедшей из самых разных стран и многих веков. Будет и поэзия. Сегодня вечером будет книга, получившая одновременно и "Литературную премию генерал-губернатора" и награду "Grand Prix Quebecor", и я назову ее - "Plus haut que les flammes" ("Выше огней") Луизы Дюпре (Louise Dupré), вышедшей в издательстве "Noroît" в прошлом году. Поскольку февраль в разгаре, и в большей части мира надо ждать хотя бы апреля, чтобы потеплело, и вы увидите, как я уезжаю к весне, к теплу Бразилии, в которой сейчас лето и которой есть чем поделиться. Семья Кайми (Dorival Caymmi )и «São Salvador». «São Salvador».

Звучит «São Salvador» Dorival Caymmi
Звучит «Meu juramento» Marcio Faraco

Знаете ли вы, что Марсио Фарако (Marcio Faraco) предпочитает влажность Парижа солнцу Рио? Эта жертва вознаграждается немалым успехом его совершенной бразильской песни. Да, да, совершенной. Это и есть проблема совершенства - всегда найдется что-то лучшее. Так что вот вам песня, сделанная в совершенстве, а вам я предоставляю беспокоиться о том, как угадать, кто больше заслуживает совершенства. Да вы тоже. Сочетание, которое работает.

Звучит «Hécatombe» Georges Brassens
Звучит «Embrasse-les tous» Georges Brassens

Видите, у меня нет очень ... совершенства. Разве не совершенен этот дуэт? Жорж и Рено, Сешан и Брассанс, и, пока я не занялся игрой слов сомнительного толка, скорее перейдем к Меркану Деде (Mercan Dede), всегда готовому спасти меня от себя самого. Музыка из фильма "Авантюра твоей жизни". Вот она - "Sahname".

Звучит «Sahname» Mercan Dede
Звучит «Birima» Youssou N'Dour

Вот певец, по уши углубленный в политику, Юссу Н’Дур (Youssou N'Dour), который, как вы, возможно, знаете, выставляет свою кандидатуру на президентские выборы в своей стране. На самом деле, выставлял свою кандидатуру, так как двор не дал ему права это сделать. Это звучит немного … . Я не сомневаюсь ни в добрых намерениях, ни в смелости Юссу, я желаю ему быть достаточно толстокожим, чтобы держаться в мире еще более коварном, чем мир музыки. Не рекомендуется слишком чувствительным певцам. Мы слушали "Birima" в исполнении Юссу Н’Дура и, может быть, скоро, кто знает, президента Юссу Н’Дура. Теперь - "Barcarolle" Форе (Gabriel Fauré), блистательно сыгранную Дельфин Бардэн (Delphine Bardin). Довольно сухой, но все же очень интересный диск. Я в этом совсем не разбираюсь, но если бы сопровождение для этой пьесы, все же довольно холодной, записывал я, я бы записал рояль пылким, очень близким и без излишней, слишком резкой, реверберации. Это был комментарий доморощенного пианиста на сегодняшний вечер, дамы и господа.

Звучит «Barcarolle no 13, op 116» Gabriel Faure

И ты снова начинаешь свое стихотворение с той же рукой,
тем же миром, той же мерзостью, рассыпанными по странице.
Левая. Рука, когда она роется в вопросах, которые ее не касаются,
за исключением диагонали, с точки зрения стыда,
как если бы это была рука солдата, следующая порядку.
Сшитые губы, сшитый знак вместо сердца.
Но ты здесь, не спеша, спокойно, в частности,
твоя левая рука с ребенком и сказкой о маленьком мальчике, спасенном из вод.

Звучит « Prelude No 5 » Alain Lefèvre

Это было пианино Алена Лефевра (Alain Lefèvre) и музыка тоже Алена Лефевра, диск «Hommage à André Mathieu». Теперь - камерный оркестр "Орфей" ("Orpheus") с Мишей Майски (Misha Maisky) и частью из ноктюрна Чайковского. Если вы ищете конкретные детали какой-то композиции, прозвучавшей сегодня вечером, вы можете их найти на radio-canada.ca. Ищите "Lavoie libre". А теперь - Миша Майски.

Звучит «Nocturne, op 19 No 4», Чайковский

Есть утра для любви, и ты хочешь рассказать о них ребенку, который рядом с тобой. Как те старинные трубадуры, ходившие от деревни к деревне … , добавленной на войны. Ты хочешь принадлежать к линии мечтателя настороже, который не торопится, распространяя утешение для продолжения мира. И есть утра, когда ты стараешься изо всех сил снова оживить ... для ребенка, который рядом с тобой. Даже если ты не узнаешь больше свой мир, ни ..., ни какофонию красок на гигантском экране, прикрепленном к зданию, спящем вокруг корриды времени, в то время как мужчины и женщины, такие, как ты, любуются собой в тишине в измученном взгляде Фрэнсиса Бэкона.

Звучит "Après un rêve, op 7, № 1" Паганини.

"Après un rêve", Реджина Картер (Regina Carter), скрипка, и Борислав Струлев, виолончель. Гибридный джаз, но чертовски хорошо сделанный и в совершенстве сыгранный. "After a dream", "После сна". И, чтобы слегка нас разбудить, немножко, я приглашаю вас не на тустеп … , а на медленный и глубокий groove души, широкий groove души. «Beni, beni». «Beni, beni» иранской группы Niyaz.

Звучит "Beni, beni" Niyaz.
Звучит "Papo no jardim" Rinaldo Donati.

Если мне не удалось пробудить вас духовно, Донати (Rinaldo Donati) … , чтобы разбудить вас, ухватить за попку. «Papo no jardim» с Донати, последний легкий танец, прежде чем погрузиться в более интеллектуальную музыку, такую, как у виолончелистки Зое Китинг (Zoë Keating) с ее многочисленными слоями виолончели, серьезными и удивительными, музыка, будто покрытая черным лаком. "Lost" с диска "Into the trees".

Звучит "Lost" Zoë Keating.

Так как мир - не храм, мир - это музей, открытый четырем небесам, где огонь и ... истребили нацию ангелов. Но даже самого маленького воробышка достаточно ребенку, чтобы смастерить себе крылья. И тогда под воскресные колокола ты спрашиваешь себя, жалость это или ложь. Твои губы плотно сжаты болью. В воскресенье огонь хочет красоты, волнуя моря и чудеса.

Звучит "Lullaby From The Chugoku District" Yo-Yo Ma.

Это был Йо-Йо Ма (Yo-Yo Ma) и "Pro Musica Nipponia", диск, которому я часто пою дифирамбы. Теперь - кларинетист. Кларинет - это на самом деле кларнет, (прим перев.: во французском языке обратная игра слов, русское "кларнет" они произносят как "кларинет", соответственно, произношение "кларнет" им кажется искажением привычного слова) но играют на нем кларинетным способом, в стиле Хусну Селинделичи (Hüsnü Şenlendirici), считающийся одним из лучших мастеров кларинета. Посмотрим, удастся ли ему взволновать вас.

Звучит "Klarinet solo" Hüsnü Şenlendirici.

Он идет, как и ты, по ... пересекая огромное небо и потопы. И ты смотришь, как он стоит в этой истории, данной изначально, быстро скрещивая над ним твои неловкие руки. К счастью, у тебя остаются руки, ласки, облака, неспешно сотканные тобой, тобой, королевой ночи, нуждающимся животным, всегда готовым поймать чудовище под кроватью. Жизнь, вечер - это борьба, которую надо закончить в тепле комнаты с поцелуями на лбу, с другой завистливой ночью. Ты снова мягко закрываешь сон, чтобы медленно подвести итоги дня.

Звучит "Regret (no more)" Ambrose Akinmusire.

Мы слушали Амбруаза Акинмусире (Ambrose Akinmusire), "Больше сожалений нет" как в "No more regrets", из достаточно минималистского джаза, нот там ровно столько, чтобы обеспечить непрерывность, иногда он немного медленный, но не неприятный. Теперь - композиция с единственного диска Матиаса Айка (Mathias Eick), который я знаю. Если вы знаете другие, то я был бы вам признателен, если бы вы мне дали знать об этом. Вот пьеса ... в декабре, но сейчас, когда приближается весна, "Décember" Матиаса Айка.

Звучит "Décember" Mathias Eick.

Иногда ночь - это ребенок, прицепившийся к теплу матери. Опасность в его голосе на горизонте тьмы, ангельском голосе, оперение которого отполировано страхом. В то время как ты заново переживаешь свое собственное детство, с его не представляющими угрозы пространствами - школа, дом, церковь, воткнутые в три угла чистоты, где ты прогуливаешь свою душу, как неосторожного ... Прежде, намного раньше этой еле заметной расщелины в стене дня, становящейся все шире, вплоть до того, что ад находит тебя в твоем кукольном платье с кринолином.

Звучит "YIF IC OF LUVE CAN, OP 91 NO 5" Benjamin Britten.

Это был хорал Бриттена (Benjamin Britten) в исполнении Rias Kammerchor. День Спасителя (воскресенье) обязывает, мы предлагаем ему в феврале дуплет с «Offertorium», и я очень хорошо пойму, если Господь очень любит «Offertorium». Вот кое-что из очень старых произведений, … , если быть более точным. «Offertorium» Бёрда (William Byrd) с Choir of Christ Church Cathedral, Oxford.

Звучит "Offertorium" William Byrd.
Звучит "Al tío juan habichuela" Tomatito.

Это был Томатито (Tomatito), гитарист, к которому очень подходит определение "мачо", как и должно быть у гитариста фламенко, я имею в виду, в хорошем смысле этого слова, прямой, страстный, щеголяющий своей элегантностью петушиного оперения. Полная противоположность Арво Пярту (Arvo Pärt), мало выставляющему себя напоказ. Он удивительно скромен для такого плодовитого композитора, всегда с возвышенным вдохновением. Есть что дать ... тем, кто не верит в бога, настолько его музыка посвящена ему, и часто она просто замечательная. Серьезная музыка, почти сухая, временами тяжелая, мало юмора у нашего дорогого Арво, но все равно красивая. "Festina lente" с диска "Fratres", что весьма вероятно означает "Поспешай медленно". Ух ты, юмор!

Звучит "Festina lente" Arvo Pärt.

Ты готовишь еду в мертвом углу отчаяния. Это была так, насколько хватает памяти, женщины, делающие безукоризненные жесты для детей, усаженных за стол обыденной жизни, такая вот общность. В то время как ты охотишься за воспоминаниями апостолов, стареем в последний раз в круговороте крови и плоти, скорее красной. Френсис Бэкон, совсем как Фенсис Бэкон. Ты родился от истории податливости и воскрешения, которая служит тебе каждое утро. Эти женщины в тяжелых платьях, никого не распнут между их грудями. Ты вел уроки в тени дьявола задолго до того, как научился произносить "ад", еще дымящийся под согласными, невозможными в его названии.

Звучит "Duo (1925), 2 mouvt" Erwin Schulhoff.

Пьеса Шульгофа (Erwin Schulhoff), дуэт для скрипки и виолончели с Егором Дьячковым и Оливье Туаном (Olivier Thouin). Теперь я предлагаю вам две песни, про отношения отца и сына. И одна, и другая - волнующие и очень прочувствованные. Я колебался, какую вам поставить первой, и наконец, остановился на мелодраматической, искренней, предельно естественной, а за ней будет забавная.

Звучит "Le petit garçon" Serge Reggiani.
Звучит "Francis" Félix Leclerc.

На самом деле, все, что в этой песне есть от "отца-сына", так это факт, что сына Феликса действительно зовут Франсисом, но, тем не менее, мне кажется, что песня появилась раньше сына. Мне никогда не удавалось понять, нежность или ирония присутствует в этой песне. Вероятно, и то, и другое. Теперь - великий Билл Эванс (Bill Evans), живая запись "Live in village Vanguard", 1961 год, со Скоттом Лафаро (Scott LaFaro), контрабас, и Полом Моушеном (Paul Motian), ударные. Пол Моушен уже тогда был в центре событий на этой исторической записи в "village Vanguard", Нью-Йорк, в 1961 году. "My man's gone now".

Звучит "My man's gone now" Билл Эванс.

Ты хочешь научиться танцевать? На обожженных струнах слов? Вот тебе чистая воля, чистая от крови, резкое решение, брошенное, как плоть, или любовь, слишком огромная для тебя. Вот ты и готов танцевать, превозмогая свой страх, слепой и глухой в трескающихся небесах, которые сломались с тех пор, как ты прочел себя. Ты никогда не перестанешь знать книги и их красную мораль. Никогда ты не забудешь, от чьей крови ты родился. Ты родился от неизвестного штыка, раскрывшего женскую плоть и знамена, настолько этот язык ..., который ты ... в своих венах. Ты человек, и ты знаешь это. Ты земной и вернешься в землю, подкармливая трупы, как остаток плиты.

Звучит "Etude, op 10, № 3", Шопен.
Звучит "Warm shift" Jon Hassell.

Сначала был Маурицио Поллини (Maurizio Pollini), сыгравший нам этюд Шопена, потом - Джон Хассел (Jon Hassell), американский композитор, предлагающий нам утонченный, занятный климат, атмосферу конца вечера и конца передачи, так как "Лавуа либр" на сегодня заканчивается. Надеюсь, что все вы насытились богатой и разнообразный музыкой, вы можете вытереть свой музыкальный подбородок, ужин на этом заканчивается. Сегодня вечером мы слушали стихи Луизы Дюпре из книги "Выше огней" ("Plus haut que les flammes"), опубликованной в 2011 году издательством "Noroît". Режиссер - Лорен Шалифу, звукооператор - Кристиан Ферлан. В этот день я сдерживаюсь, чтобы не начать сажать рассаду. Я немного сомневаюсь еще и потому, что после этого все кончается, связь с землей снова налажена, и я готов к лету. То есть я топчусь и топчусь. В эти дни идут большие репетиции, подготовка к открытию нового спектакля, а это каждый раз приключение, чего и тебе желаю на этой неделе - приключений. В твоей работе, а еще лучше - в твоем отпуске, если тебе с этим повезло. В студии был Даниэль Лавуа, и я приглашаю тебя вернуться сюда на следующей неделе, даже ..., чтобы продолжить долгое путешествие человечества во вселенной. Доброй ночи, Левон, хорошего тебе вечера.

Звучит "Seigneur miséricordieux", Левон Минассян.

 

 

ВНИМАНИЕ! Интервью записано на слух, и может содержать неточности. Пожалуйста, если Вы нашли ошибку в нашем переводе, напишите нам об этом по адресу info.lavoie@yandex.ru

________________________________________________________________________________________________________________

Сайт создан и поддерживается поклонниками Даниэля Лавуа с целью популяризации его творчества info.lavoie@yandex.ru
Le site est créé et tenu à jour par les admirateurs de Daniel Lavoie dans le but de la popularisation de son œuvre.
Авторы переводов: Наталья Кривонос, Алла Малышева, Лиза Смит
© Воспроизведение переводов возможно только с разрешения администрации сайта и с указанием ссылки на источник