Радиопередачи Даниэля Лавуа на Радио Канада. <br /> <b>Notice</b>: Undefined variable: myrow in <b>/home/u235699/lavoie.ru/www/radio.php</b> on line <b>33</b><br />
     
  111  
 
Выпуск 59
Дата выхода: 2011-11-06
 

С вами «Лавуа либр». Начали!

Холодный сумасшедший октябрь, Майлз Дэвис заедает на пластмассе диска, тень мухи скользит по столу, время от времени я смотрю в зеркало, чтобы увидеть, жив ли я еще, и продолжаю.

Вот, теперь это официально – ноябрь начался, на радость и на горе. С наступлением ноября, признаюсь, я становлюсь неисправимым пессимистом, но тут через две недели выход нового альбома, так что я буду работать над своим оптимизмом. С вами Даниэль Лавуа, и я говорю вам: добро пожаловать, добрый вечер, приятного аппетита или вкусного кофе, в зависимости от того, где вы оказались в воскресенье вечером. Те, кто меня слушает в среду, возможно, оказались в удобном кресле с книгой, телевизор и телефон отдыхают до завтра, желаю вам этого.

Что касается поэзии, то в первый и не в последний раз в этом году – Патрис Дебьян (Patrice Desbiens) и его слова, … и смеющиеся, «Сётбери, сборник стихов от 1979 до 1985 года», («Sudbury: poèmes 1979 – 1985: poèsie») опубликованный в «Prise de parole» в 2000 году. Стихи потерянные, забытые, выкопанные из глубин земли – я не знаю и не могу знать. Но хватит болтовни, чем больше мы говорим, тем меньше слушаем, а мы хотим здесь именно слушать красивую и приятную музыку, и даже веселую, такую как «Маман Розан и мадам Будро в стране зеленой фасоли» с Beausoleil.

Звучит «Maman Rosin» Beausoleil.
Звучит «Yaro» Ballaké Sissoko.

Баллаке Сиссоко (Ballaké Sissoko) и Демба Камара (Demba Camara) с музыкой, возможно, навеянной Стивом Райшем (Steve Reich) этого мира, музыкой навязчивой, повторяющейся, и в конце находящей свою цель, мне кажется, что это своего рода транс африканской ночи, оставляющий нас дрейфовать, слушая ритмы кора, глядя на восходящую в небе луну. Теплая испанская ночь едва ли менее чувственна и, вероятно, не может быть представлена лучше, чем беспокойной страстью Буйка (Concha Buika). «Bulería», в которой немножко чувствуются цыганские корни мадам Конча Буйка.

Звучит «Bulería Alegre» Concha Buika.
Звучит «Tamanco no samba» Clara Moreno.

Это были Клара Морено (Clara Moreno) и Рональдо Бастос (Ronaldo Bastos). Клара Морено, в чем вы не сомневаетесь, принадлежит к короткому списку моих любимых певиц этого года, объединяющему Рене Флеминг (Renée Fleming), Моран (Maurane), Буйка и Нана Кайми (Nana Caymmi). У нее довольно обыкновенный голос, согласен, но она, как мне кажется, умеет блистательно им пользоваться, и ей удается нас, ладно, меня, полностью убедить.

Нельзя сказать, что голос Алена Башунга (Alain Bashung) источает чувственность, но он умеет дать ее услышать, личность, которая может заставить нас съесть телефонную книгу. Но нет никаких телефонных справочников в этой песне, тонко вычеканенной, одной из его лучших песен, «La nuit je mens».

Звучит «La nuit je mens» Alain Bashung.
Звучит «Contumace» Félix Leclerc.

С вами Даниэль Лавуа, вы слушаете «Espace musique», передачу с милым названием «Лавуа либр» («Свободная дорога»), так что я пользуюсь этой свободой, чтобы освежить у вас в памяти песни нашего национального Феликса (Félix Leclerc). Другая эпоха? Она приходит к нам с ностальгией и теплым, не тускнеющим со временем, голосом Феликса. Ладно.

Некая «Pie Jesu», это что-то говорит вам? Та самая «Pie Jesu», которая часто бывает большой песней в реквиемах, и поэтому она часто красива. Текст, положенный на музыку множеством композиторов, от Баха до Арво Пярта (Arvo Pärt). В этой мольбе о вечном покое есть огромная грусть. «Dana eis requiem», которая хорошо готова к излиянию сильных эмоций. Вот одна из самых красивых версий, Мориса Дюрюфле (Maurice Duruflé) с Мишелем Пласоном (Michel Plasson) и Тулузским оркестром, и чувствуется огромная духовность в пении Анн-Софи ван Оттер (Anne-Sophie von Otter).

Звучит «Missa Cum jubilo, op 11, Pie Jesu» Maurice Duruflé.
Звучит «Send in the clowns» Barbra Streisand.

«Песня грустного клоуна» в исполнении Барбары Стрейзанд – это патетика в чистом виде. Но мы сами – не варимся ли в патетике? Жизнь дает нам столько драм и столько страданий, как тут не позволить себе иногда черпануть побольше патетики?

Господа еще считают главным эго Бога. «Gloria», да, «Слава Тебе» написана Морисом Дюрюфле несколько раз. Здесь мсье Дюрюфле предлагает нам театральную «Gloria». Я убежден, что Господь очарован ею и, возможно, слегка растроган. Есть ли ирония у его величества? Не знаю, но поставьте себя на место Господа и вообразите, как это должно быть приятно!

Звучит «Cum jubilo, op 11: Gloria» Maurice Duruflé.

В «…» по понедельникам вечером почти пусто. Оркестр … в углу. Одиноко сидит старик с коробкой для ланча, пристроив ее у ног. «Я из старой страны, - кричит он между песнями, - я из Европы, я люблю вас!», - кричит он, ни к кому персонально не обращаясь. Его сумасшествие кажется яростным, но оно не выходит за пределы его стола. Его голос вклинивается в музыку и выпадает из нее, ему надо бы возвращаться домой, но он живет дальше, чем этот бар, и он так устал, он так много работал. Он рассказывает нам это все громко, как будто «…» - это его гостиная, как будто мы – его семья, как будто мы – его страна. В «…» по понедельникам вечером почти пусто, оркестр…

Звучит «Berliner messe: Agnus Dei» Arvo Pärt.

«Agnus Dei» из «Берлинской мессы» Арво Пярта (Arvo Pärt), намного более скромный, чем только что прозвучавшая «Gloria». Мсье Пярт, большой мастер хоровой музыки, очень нравится мне своими аранжировками, лишенными украшательств, полностью … Господь должен быть очень польщен сегодня.

Да и вас я сейчас побалую мягким и трогательным дуэтом – Билл Эванс (Bill Evans) и Стэн Гетц (Stan Getz) вместе сыграют нам лучшую медленную композицию сегодняшнего вечера. Если вы искали, как бы это сказать, хорошую причину для того, чтобы как-то подступиться к предмету вашей любви, попросите у нее этот танец, вероятно, вы не пожалеете.

Звучит «But beautiful» Bill Evans, Stan Getz.

Ночь кружится вокруг своей оси, темнота кружится вокруг оси моих глаз. Я не в ответе за песчаные дюны, медленно скапливающиеся вокруг кровати. Эта женщина рядом со мной – оазис, где под тенью плоти течет единственная питьевая вода. Я не в ответе за пустыню, медленно, мягко, опасно веселится вокруг кровати. Я не в ответе за воздух, затвердевающий у моих ноздрей от моих размышлений, разбивающихся о зеркало в ванной. Ночь кружится вокруг своей оси как карусель, лошади мертвы, но продолжают бежать, волоча своих всадников за собой как комья пыли. Я – не ответ, я – вопрос, я – удар вопросительного знака. Эта женщина возле меня – серия запятых. Я зализываю ее раны, она зализывает мои.

Звучит «Veinte Años» Bebo, El Cigala.

Надеюсь, вы остались на танцполе ради этой небольшой ча-ча-ча Бебо (Bebo) и Сигала (Diego el Cigala). «Лавуа либр» никогда не будет специализироваться на танцах для массовки, но … разве что ча-ча-ча или танго, когда это уместно, нужно понимать, чего хочется.

Вы слушаете Даниэля Лавуа на «Espace musique».

Вы можете снова присесть, если хотите, конечно. Следующая композиция – это свободная импровизация в том, что касается танца, но если вас охватило желание выразить себя современно и вдохновенно, то «26», да-да, «26» квартета Джона Аберкромби (John Abercrombie) подарит вам волшебный ковер. Может быть, вы удивите сами себя хореографией, которая могла бы выиграть конкурс.

Звучит «Vingt six» John Abercrombie.

Сок дней течет как-то слишком медленно. Ангел спустился с неба и остался, запутавшись в электрических проводах. Мечты матери рассеяны на все четыре стороны света. Солнце красное, как петарда. В коридоре госпиталя убили весну, спрятали то, что осталось, в ящик письменного стола, и никто ни о чем не подозревает. Кажется, что всем хорошо. Улыбки на губах, они послушно почесывают себе кинжалы, воткнутые в спину. Да, она красива, она блондинка, она так молода, и уже – следы шин на ее животе. Детская коляска улетела наружу, в изломанный снег. Я больше не вернусь в дом. Дом больше не вернется в меня. Скобки выходят за пределы влажных вопросительных знаков. Вежливость полиции … убивает меня. Весну, всю зиму я тосковал как … Мертвые просыпаются и слепо роются в поиках первой сигареты. Весна. … прогуливается от одного к другому, чье сердечко после часов посещений … Весна, весна. … скользит по льду лица. Весной, чтобы выпить, я отдам свои глаза, чтобы видеть, безумие совершенно и однотонно, как зеркало. Енот-полоскун, не вымывший рук.

Звучит «Gnossienne №4» Erik Satie.

Еще один талантливый пианист, не подписавший свое произведение. На диске написано «Эрик Сати (Erik Satie) в исполнении Эрика Сати». И все же это одна из лучших, если не самая лучшая запись «Gnossienne», которую я знаю. Обезличенный диск, пианист неизвестен, и почти совершенная «Gnossienne».

Я не перебарщиваю в этом году с Висенте Амиго (Vicente Amigo)? Я сдерживаюсь, но сегодня пусть будет. Старая композиция Висенте, записанная на одном из его первых дисков, и потом исполненная снова немного позже в более ударной аранжировке, вероятно, с более интересными технологиями и бюджетом. Произведение, к которому его, должно быть, тянет. Вот оно, «Maestro sanlucar» с Висенте Амиго.

Звучит «Maestro sanlucar» Vicente Amigo.
Звучит «Plenitud» Caroline Planté.

Разумеется, пение фламенко нравится не всем. Это была Каролин Планте (Caroline Planté), монреальская гитаристка, которая упорна в своем стремлении стать гитаристкой фламенко. Только что вы слышали в некотором роде подтверждение этого. Я говорю это, поскольку она была с Дукэнде (Duquende), знаменитейшим певцом фламенко, умеющим, разумеется, многое дать для известности и репутации молодой монреальской гитаристки. Это была «Plenitud» с диска «8 reflexiones».

Теперь – кое-что из Корнголда (Erich Korngold). Корнголд – это композитор, написавший очень много музыки к фильмам, и это очень чувствуется в этом концерте, который нам сыграет Джеймс Энесс (James Ehnes) со свойственной ему виртуозностью. Так что я приглашаю вас пофантазировать с симфоническим оркестром Ванкувера под управлением Брамвела Тови (Bramwell Tovey) и отрывком из концерта для скрипки в ре-мажор Корнголда.

Звучит «Concerto, op 35, 1er mouvt» Erich Korngold.

Вот так! Джеймс Энесс, Брамвелл Тови и оркестр Ванкувера. Наверняка вы услышали в этом произведении отзвук «Звездных войн» и других титанических кинематографических проектов. Вернемся к более простым вещам. Чуть более простым, так как Астор Пьяццолла (Astor Piazzolla) в исполнении Астора Пьяццоллы – совсем не образец простоты. Концерт в Кельне в 1984, один из шедевров мсье Пьяццоллы, «Milonga del angel». Огромная трагическая меланхолия Пьяццоллы очень хорошо подходит к тому, что я недавно говорил о патетике. Этот аргентинец достаточно познал, что такое несчастье, чтобы играть нам в течение долгого времени очень прочувствованное танго.

Звучит «Milonga del Angel» Astor Piazzolla.
Звучит «Не будите» Lhasa del Sela), «Bratsch».

Уже давно я вам не ставил «Не будите» с Ласа де Села (Lhasa del Sela) и «Bratsch». Если музыка сегодняшнего вечера кажется вам слегка грустной, то это совершенно нормально! Нет никаких причин для беспокойства. На дворе ноябрь, грустный месяц, … Теперь - пафос с долей юмора, Сезар Франк (César Franck) со Стивеном Хью (Stephen Hough), фортепиано. Я сказал, с чувством юмора, но это ноябрьское чувство юмора, так что во все горло вы не похохочете. Разве что слегка улыбнетесь.

Звучит «Danse lente, m22» César Franck.

Сидя здесь, совершенно голым, ожидая, когда же жизнь прекратит кричать, чтобы вставить словечко в этот оглушительный шум. Дни наступают слишком быстро, они стали непрерывным мерцанием, вечным движением плоти вокруг этой планеты … Я сожжен, обуглен, детка, обнажен от одного замкА до другого. Мне не хватает кусочков, они валяются повсюду. Я спотыкаюсь о свое эхо, всплески пламени в моих глазах, и идет дождь. Моя подруга спит как монах, захотевший танцевать. И прямо перед тем, как заснуть, я слышу, как взрывается тишина.

Звучит «Sea change» Dave Douglas.

Сколько раз я уже вам говорил, что этот диск «Charms of the night sky» Дейва Дагласа (Dave Douglas) и его группы входит в число моих самых любимых дисков всех времен? Диск, от которого у меня не получается оторваться. Мы слушали «Sea change». Квартету «Kronos» удаются замечательные альбомы, удивительные, неожиданные, и не раз они исследовали всю музыку мира, чтобы предложить нам интерпретации, сбивающие с толку, но всегда вдохновенные. Вот и они, в восточном стиле, с диска «Floodplain». «Kara kemir», квартет «Kronos».

Звучит «Kara kemir», квартет «Kronos».
Звучит «Image of heaven» Kiran Ahluwalia.

Правда, симпатично? «Rabh da Roop» с Киран Алювалья (Kiran Ahluwalia). Теперь песня, слова которой вы, вероятно, знаете. Взятая из нашего коллективного бессознательного, старая и красивая песня Клода Левейе (Claude Léveillée). Я говорю «старая», но погодите, я спрошу у певца. Когда она была написана, Клод? «Не слишком давно» (прим. перев.: так начинается сама песня)

Звучит «Les vieux pianos» Claude Léveillée.
Звучит «For Duke» Jean-François Groulx.

Жан-Франсуа Гру (Jean-François Groulx), сыгравший свое собственное произведение, я говорил вам уже, он играет на ударных и на контрабасе в этом произведении, плюс к тому, что на фортепиано тоже он играл, пьеса была написана как дань уважения Дюку Эллингтону (Duke Ellington). Отлично подходит к завершению вечера, да? Если вы не согласны, то можете написать мне на lavoielibre@radio-canada.ca.

Стихи сегодня вечером были Патриса Дебьяна (Patrice Desbiens) из книги «Сётбери, сборник стихов от 1979 до 1985 года», («Sudbury: poèmes 1979 – 1985: poèsie»), опубликованной в «Приз де пароль» в 2000 году. «Приз де пароль» - это издательство в Сотберри, именно так. Режиссер передачи – Лорен Шалифу, звукооператор – Кристиан Ферлан, и я – Даниэль Лавуа – желаю тебе всего самого лучшего в ноябре. Так что я желаю тебе бабьего лета, которое продлилось бы три недели, вот было бы здорово, правда? Если же нет, то тогда хорошей книги и кресла, которое заставит тебя забыть о боли в спине и проблемах недели. Я вернусь в воскресенье или в среду, в зависимости от того, когда вы меня слушаете, в среду или в воскресенье, что создает у меня двойственное чувство, что я общаюсь с вами и в воскресенье в 9 вечера, и в среду в полночь. Для тех, у кого полночь, доброй ночи! Для остальных, давайте … прежде чем заснуть. Джон Уильямс (John Williams) и «Finding Satsu».

Звучит «Finding Satsu» John Williams.

 

 

ВНИМАНИЕ! Интервью записано на слух, и может содержать неточности. Пожалуйста, если Вы нашли ошибку в нашем переводе, напишите нам об этом по адресу info.lavoie@yandex.ru

________________________________________________________________________________________________________________

Сайт создан и поддерживается поклонниками Даниэля Лавуа с целью популяризации его творчества info.lavoie@yandex.ru
Le site est créé et tenu à jour par les admirateurs de Daniel Lavoie dans le but de la popularisation de son œuvre.
Авторы переводов: Наталья Кривонос, Алла Малышева, Лиза Смит
© Воспроизведение переводов возможно только с разрешения администрации сайта и с указанием ссылки на источник