Радиопередачи Даниэля Лавуа на Радио Канада. <br /> <b>Notice</b>: Undefined variable: myrow in <b>/home/u235699/lavoie.ru/www/radio.php</b> on line <b>33</b><br />
     
  111  
 
Выпуск 97
Дата выхода: 2012-10-07
 

Скачать передачу

Стихи к этой передаче будут переведены позже. Если они Вам интересны, зайдите на эту страницу через несколько дней или напишите нам по адресу: info.lavoie@yandex.ru

"Лавуа либр", начали!

Отсюда исходит свет. Посмотри на тяжелую пустоту на плече, которая рассеяна между окон.
Ищи то, что ты зовешь. Невозможная безмолвная мозаика путешествия и лампа, которая, кажется, перегорела от времени. Только посмотри на комнату, где звучит твоя жизнь. Незримая прежде тень становится видимой в глазах вечера.

Добрый вечер! Всем добро пожаловать на очередное бесплатное кругосветное путешествие, благодаря "Espace musique" и мне, Даниэлю Лавуа. Мы пересечем времена и эпохи, страны и континенты ради отличной пешей прогулки в двадцатимильных сапогах-скороходах, чтобы найти приятные сюрпризы, сильные эмоции, а если повезет, то от души по-хо-хо-тать! Поэтическая часть сегодня будет в исполнении Элен Дорьон (Hélène Dorion), "Ravir: les lieux", получившей за нее премию “le Prix de l’Académie Mallarmé” в 2005 году и премию “le Prix du Gouverneur général du Canada” в 2006. Опубликована она была издательством "La difference" в 2007. Да, знаю, знаю, но у меня-то французское издание, опубликованное позже! Но сначала, ведь я же не зря вам сказал о смехе, осмелюсь верить, что старая песня Бориса Виана (Boris Vian), если и не заставит вас рассмеяться, то уж наверняка вызовет широкую улыбку. Борис Виан!

Звучит "ON N'EST PAS LA POUR SE FAIRE ENGUEULER" BORIS VIAN, JIMMY WALTER.
Звучит "TEDDY THE TOAD" NEAL HEFTI.

Это был Каунт Бейси (Count Basie) со своей "Big band" и «Edward le crapaud», более известной как «Teddy the toad» [«crapaud» по-французски и «toad» по-английски означает «жаба»]. «Teddy the toad» дал толчок этой части передачи, зарезервированной для бальных танцев. Так что самое время разуться, отодвинуть столы, отпить изрядный глоток чего-нибудь прохладительного и хорошо утоляющего жажду. Дамы и господа, по местам! Начинаем. Элиан Элиас (Eliane Elias) и "A Vizinha do Lado"!

Звучит "A VIZINHA DO LADO" DORIVAL CAYMMI.
Звучит "SOLIDAO" MANASSES DE SOUZA, BERNARD LAVILLIERS.

А-а-ах, Клара Морено (Clara Moreno)! Клара Морено и босса с хип-хопом, смешанная и чувственная, чтобы завлечь вас, надеюсь, на опасные земли! С тех пор, как я начал вести эту передачу, я более детально открыл для себя настолько разнообразную африканскую музыку. Африку, поскольку этот континент огромен, разумеется, за два года не изучишь. Послушаем Идрисса Сумаоро (Idrissa Soumaoro), чья музыка без проблем преодолевает культурные границы, музыка, которая обращается к нашей африканской душе, утонченная и завораживающая.

Звучит "AOU BE DI?" ZAL IDRISSA SISSOKHO, FRANCOIS BREANT.
Звучит "SLITHER" ANOUSHKA SHANKAR, KARSH KALE.

Наверняка, вы сразу же узнали Аннушку Шанкар (Anoushka Shankar), да-да, дочь Рави Шанкара, и музыку с глубокими крепкими корнями, сохраняющую традиции народной музыки, но в то же время умеющую оторваться от нее, чтобы создать что-то новое и вдохновенное. "Slither" Аннушки Шанкар.

Перейдем теперь к серьезным вещам. Послушаем музыку настолько серьезную, какой только может быть отрывок из концерта в ре-минор Иоганна Себастьяна Баха. Александр Таро (Alexandre Tharaud) сыграет нам его переложение для фортепиано, изящное и утонченное.

Звучит "CONCERTO POUR CLAVECIN NO 3, BWV 974, 1ER MVT" JOHANN SEBASTIAN BACH, ALESSANDRO MARCELLO.
Звучит "PRELUDE NO 5" ANDRE(COMP/P) MATHIEU.

Слушай как, может быть, приблизится тень, море, неумолчный бег волн, разбивающихся о землю, слушай
Этот мир станет миром по мере того, как будет звучать в веках. Твое детство - окаменелая материя, пожелание времени, которое постепенно сгорает.
Слушай, и птица еще ускользнет, разбивая замки на песке
На той стороне Атлантики, где ты живешь, восход уходит и возвращается с бесконечными приливами.

Это была прелюдия N5, написанная Андре Матье (André Matieu) и великолепно исполненная на фортепиано моим другом Аленом Лефевром с диска "Hommage à André Matieu".

Пойдёмте прогуляемся под солнышком? В Палестине солнце бывает только жарким. Вот три музыканта, заново открывшие такой инструмент, как уд. Уд - это разновидность лютни, струнный инструмент со звучанием западного Средиземноморья. Здесь он несколько выходит за пределы зоны комфорта, "Masar" с диска "Majaz", трио "Joubran".

Ты пересекаешь тень города
Пейзаж разбивает часы
Это тень твоих шагов, история
В тебе, которую она пробуждает, - размытые миры,
Продырявленные материей, и головокружение,
Когда ты поднимаешь руки, насекомое
Планирует над колодцем

У входа выпрашивают крошки
Видимый мир прогибается под ногами

Не от путешествий
Такая прерывистая форма
Взгляда, этого компаса, переносящего тебя с места на место.
Дорога сворачивает, находится
В других мирах, в других путешествиях.
Ты становишься для самого себя
Пустынным и ограниченным, с потрескавшимися границами

Пятна жизни остаются
На краю дней, эти лица, Которые тень перестала закапывать.

Звучит "MASAR" TRIO JOUBRAN.
Звучит "LLAMALE AMOR" VICENTE AMIGO.

Даже те, кто не любит пение фламенко, должны были узнать диск Висенте Амиго (Vicente Amigo) и певца Эль Пеле (El Pele). Есть ли что-то лучшее в этом жанре? Немного напоминает "Gipsy kings" в самом расцвете.

Теперь - музыка, которую я ставлю чаще, чем надо бы. Должен признать, мне так нравится представлять вам музыкантов, что я снова дам их послушать сегодня вечером. Итак, «Căluşari 2» с Патрисией Копачинской (Patricia Kopatchinskaja), Эмилией Копачинской (Emilia Kopatchinskaja), Виктором Копачинским (Viktor Kopatchinsky), Мартином Гяконовским (Martin Gjakonovski) и Михаэлой Урсулеаса (Mihaela Ursuleasa).

Звучит "CALUSARI 2" JORGE SANCHEZ-CHIONG.
Звучит "COURANTE, BWV 1002 NO 3" JOHANN SEBASTIAN BACH.

Мы слушали Лару Сент-Джон (Lara St John), сыгравшую нам партиту мсье Баха. Да, она часто возвращается, но я питаю страстную любовь к музыке Баха, и, надо подчеркнуть, его музыка настолько разнообразна, что никогда не создается впечатления, что она повторяется.

Теперь - пьеса, написанная Джо Завинулом (Joe Zawinul), "In a silent way", сначала получившая известность благодаря одноименному диску Майлза Дэвиса (Miles Davis) - "В спокойной манере" или "На спокойном пути", можно перевести и так, и так, в зависимости от точки зрения переводчика. Послушаем интересную версию "In a silent way" в аранжировке "Radio string quartet Vienna".

Звучит "IN A SILENT WAY" JOE ZAWINUL, MILES DAVIS.
Звучит "BELOVED" ANONYME LIBAN.

С очень красивого диска квартета "Kronos" под названием "Floodplain" - "Wa habibi", так убедительно напоминающая эту нежную и душераздирающую грусть, столь часто сквозящую в музыке восточной Европы. Но нет, это ливанская музыка.

Теперь - Аня Лешнер (Anja Lechner), Ханс-Кристиан Кьос Соренсен (Hans-Kristian Kjos Sørensen) и Миша Альперин (Misha Alperin), концертная запись. Я пытаюсь представить себе музыку такого стиля в зале. Это же музыка, по меньшей мере, очень созерцательная.

Ветер. - И ты ныряешь
В пейзаж
Молчаливая волна
Обнимает твои следы, твои руки.

Вдали опрокидывается
Сгоревший день. Небо ломается
С птицами
Прилетевшими тебе навстречу.

От тени в твоем голосе
Как будто немного сыплется песок. Ты поворачиваешь
Голову: видишь

Время, которое устремляется
За твоими словами, видишь
Терпеливый поток?

Звучит "FAR, FAR..." MISHA ALPERIN.
Звучит "VINGT-SIX" JOHN ABERCROMBIE.

Джон Аберкромби (John Abercrombie) и Джо Бэк (Joe Beck) снова ненавязчиво взялись за пьесу "26" Джона Аберкромби.

Теперь - певица, которая возвращается так часто, как только возможно, на "Лавуа либр". Одна из самых знаменитых сопрано барокко нашего времени и рождественская песня. Я ставлю вам ее в октябре, чтобы слегка опередить торговые центры. "How blest are shepherds" Пёрселла.

Звучит "HOW BLEST ARE SHEPHERDS, Z 629 NO ?" HENRY PURCELL, JOHN DRYDEN.
Звучит "PASSION SELON ST-MATHIEU "O HAUPT VOLL BLUT UND WUNDEN "" JOHANN SEBASTIAN BACH, MATHIEU (EVANGELISTE), CHRISTIAN FRIEDRICH HENRICI.

Это был "Le Dessert" из "Страстей святого Матфея" Иоганна Себастьяна Баха во всем его великолепии, отрывок, задающий тон всем "Страстям". Именно его вспоминаешь, когда думаешь о "Страстях святого Матфея". Филипп Херруэйг (Philippe Herreweghe), хор и оркестр "Collegium vocal de la chapelle royale".

Мне было 17 лет, когда я впервые услышал "Bozo les culottes". 60-е годы, Реймон Левек (Raymond Lévesque), "Papa raison" по телевизору, Серафан Пудрие и "Bozo les culottes".

Звучит "BOZO LES CULOTTES" RAYMOND LEVESQUE.

Окно. Почти уже стена.

Как будто окно перенесли, причем только окно.

Книги растрепываются, листы
Теряются в небесной орбите
- Больше нет цвета
И вскоре не хватает ветра.

Что ты сохранил от пышных садов
От теней на рассвете
Садившихся на мель на твоих губах?

Прямо сейчас пейзаж движется. Час -
Всего лишь жалкое убежище. Деревья раскидывают
Рога и пластинки. Послушай
Годы, звучащие позади тебя
Гроза затуманивает тебе глаза, твои руки
Касаются теперь не только яростного прошлого.
Все - красное, и скоро станет сиреневым.

Звучит "PEACE MEMORY" PAT METHENY.

За Реймоном Левеком спрятался Пат Метени (Pat Metheny) с пьесой "Peace memory" с диска "One quiet night". По слухам, он записал весь диск за одну ночь, с гитарой-тенор, соло. Пат Метени.

Теперь - Филип Гласс (Philip Glass), довольно удачный монолог для виолончели в исполнении Уэнди Саттер (Wendy Sutter).

Звучит "SONG NO 4" PHILIP GLASS.
Звучит "IF THE RAIN COMES" LARS DANIELSSON.

Здесь лестница, по которой поднимается
И спускается история, в той частичке,
Которую ты воплощаешь. Слова, вылетевшие
Из-за тишины. Неважно
То пространство, которое остается тебе самому

И колеблется между стенами, потрескивание объектов
Ты видишь окно, здесь каждый сезон мигрирует мир
Ветер восхода, и медленно кружатся
Ноты пианино.

Ты поставишь ногу, и море
Отхлынет от тебя
Ты почти забудешь о ране
Лежащий камень в потоке памяти.
Долгие годы ты смотришь на ветви
И на корни, как они, наконец, сближаются.

Мы слушали "If the rain comes" с Джулианом Вассерфюром (Julian Wasserfuhr), Роман Вассерфюр (Roman Wasserfuhr), Ларсом Даниэльсоном (Lars Danielsson) и Вольфгангом Хаффнером (Wolfgang Haffner) с диска "Gravity".

ITunes не нашла ничего лучшего, чем классифицировать Лео Ферре (Léo Ferré) как "неклассифицируемый". Убежден, что Лео гордился бы этим. Заслуженное звание! Вот он, насмешник, с его сумасшедшей, но интересной "Poète, vos papiers". Если на вас нахлынет вдохновение классифицировать дорогого Лео, напишите мне! Espace.mu/daniellavoie

С этой новой системой на Радио-Канада есть определенные проблемы, но, смею верить, если вы зайдете туда сейчас, вы сможете найти меня и написать мне пару словечек. "Poète, vos papiers!"

Звучит "POETE VOS PAPIERS" LEO FERRE.
Звучит "SAUDADE" NANA CAYMMI.

Такой жанр музыки возможен только в Бразилии! Был возможен, так как этой записи много лет. Нана Каймми (Nana Caymmi) на вершине своего искусства с "Saudade".

Давненько я не ставил вам Майлза Дэвиса (Miles Davis) и убежден, что вы начинаете за меня волноваться. Нет, нет, все в порядке, и Майлз по-прежнему занимает большое место в моем сердце, но у меня есть тенденция злоупотреблять им, так что я слежу за собой. И, тем не менее, сегодня вечером для вас - "Fishermen, strawberry and devil crab" с диска "Porgy and Bess" с Гилом Эвансом (Gil Evans).

Над холмом краснеющее облако
Цепляется за тот час
Когда задерживается душа
- И развеивается.
Как в самого себя, я вхожу
В потрескавшееся сердце сумерек.

В моих руках из земли и воды
Его облик волнует пути огня
- Хрупкие миры, которых едва касаются
Его губы.

Его веки медленно
Процеживают мое лицо
- Может быть, моя душа
Возродится заново
Создавая и разрушая себя.

Я восхищенно смотрю
Через замочную скважину мира
Я открываю глаза, разжимаю руку
Как будто меня пригласили
Сорвать розу в моем собственном саду.

Звучит "FISHERMEN, STRAWBERRY AND DEVIL CRAB" GEORGE GERSHWIN, IRA GERSHWIN, DU BOSE HEYWARD.
Звучит "PIE JESU" JOHN RUTTER.
Звучит "STUDY N7, INTERMEZZO, ALLEGRETTO" NIKOLAY KAPUSTIN.

После Майлза Дэвиса была Роза Маньон (Rosa Mannion), спевшая "Pie Jesus" Раттера (John Rutter), а после "Pie Jesus" Марк-Андре Амлен (Marc-André Hamelin) сыграл нам Капустина, подведя нас к концу передачи. Стихи были Элен Дорьон, опубликованные издательством "La différence" в 2007. Режиссер - Мари-Клод Сонекаль, звукооператор - Ален Колан, и я, Даниэль Лавуа, как и каждый раз, надеюсь, доставил тебе немного счастья. Я буду здесь в следующее воскресенье, в тот же час, на той же волне "Espace musique". Пусть наступающая неделя будет для тебя хорошей: счастья, пара ужинов с друзьями, несколько гениальных идей и обязательно любви, которая сопровождала бы тебя всю неделю. Доброй ночи, хорошего вечера. Доброй ночи, Левон.

Звучит "SEIGNEUR MISERICORDIEUX" ANONYME ARMENIE.

 

 

ВНИМАНИЕ! Интервью записано на слух, и может содержать неточности. Пожалуйста, если Вы нашли ошибку в нашем переводе, напишите нам об этом по адресу info.lavoie@yandex.ru

________________________________________________________________________________________________________________

Сайт создан и поддерживается поклонниками Даниэля Лавуа с целью популяризации его творчества info.lavoie@yandex.ru
Le site est créé et tenu à jour par les admirateurs de Daniel Lavoie dans le but de la popularisation de son œuvre.
Авторы переводов: Наталья Кривонос, Алла Малышева, Лиза Смит
© Воспроизведение переводов возможно только с разрешения администрации сайта и с указанием ссылки на источник