Радиопередачи Даниэля Лавуа на Радио Канада. <br /> <b>Notice</b>: Undefined variable: myrow in <b>/home/u235699/lavoie.ru/www/radio.php</b> on line <b>33</b><br />
     
  111  
 
Выпуск 33
Дата выхода: 2011-02-27
 

«Лавуа Либр» («Lavoie libre»). Поехали!


Стихотворение Пьера Невё (Pierre Nepveu) «Последний звук»
То, что ты слышишь: голос голубой сойки, похожий на скрип ворота, среди сосновых шишек, цепная пила вдалеке, действующая на нервы, самолет, вспахивающий белую борозду в безмолвном небе, бумага, смятая твоими пальцами, кровь между стенками черепа, пила, пила, срубленное дерево, срубленное, никогда больше не будет деревьев, никогда больше не будет шелеста листьев.
Добрый вечер, дорогие друзья [повторяет «добрый вечер» на русском и испанском], добро пожаловать на передачу «Лавуа Либр», выпуск 33. <...> И я выбрал несколько чрезвычайно красивых отрывков для сегодняшней передачи. Также прозвучат стихи Пьера Невё (Pierre Nepveu) «Romans-fleuves» под редакцией Нуруа (Noroît) 1997. Я добился, чтобы Баску (Bassekou) согласился вернуться на этой неделе. Пришло время песни, благодарю, Баску Куяте (Bassekou Kouyate) и Нгони Ба (Ngoni Ba), которые чертовски красиво играют для нас лучшее, что я слышал в этом жанре.

Звучит Bassekou Kouyate & Ngoni Ba “Jamana Be Diya”
Звучит Mamadou Diabate “Foulaya”


Ааа, вот музыка, которая непременно заставит попу двигаться. Пусть и крайне незначительно у некоторых, попа начинает инстинктивно и неконтролируемо двигаться и покачиваться туда-сюда, когда Мамаду, когда Мамаду Диабатэ (Mamadou Diabate) пускает в ход свои ударные. Взято с диска «Наследие» («Héritage») Мамаду Диабатэ (Mamadou Diabate). Это песня, которую не услышишь нигде, кроме как на Радио Канада, и, чтобы быть точным, еще на некоторых локальных радиостанциях. И в то же время это очень известная песня. Аллен Лепрест (Allain Leprest ).


Звучит Allain Leprest “Les p'tits enfants d'verre”
Звучит Claude Nougaro “Bonheur”


Клод Нугаро (Claude Nougaro) очень грустно пел нам о счастье. Взято с диска «Голубая нота» («La note bleue»), ааа, ну да, «Голубая нота» все объясняет. Сегодня вечером будет трое старых французских певцов. О’кей, совершенно очаровательная песня месье «хорошие манеры» (в конце концов, дело в том, что так говорили).


Звучит Leo Ferre «Les bonnes manieres»
Звучит Vicente Amigo «Gitan cordobesa»


О, здорово! Эль Пеле дарит нам свое сердце на огромной волне сумасшедших эмоций. И для Винсенте Амиго (Vincente Amigo) и его друзей! Вот немного более легкое (хотя и из той же оперы) – Ниньо Хоселе (Nino Josele). Оно должно спуститься, вы увидите, это движение, которое только что было в районе попы, оно спустится к вашим кедам, вы начнете притопывать ногами, и более того, если вы чувствуете зов приключений, вы сможете даже попытаться сыграть ритм хлопками.


Звучит Nino Josele «Calle ancha»
Звучит Satome Saiki «Sagano»


Японская классическая музыка <...>, ни ритма ударных, совершенно чистая музыка, сыгранная на кото Сатоми Саики (Satome Saiki). И сейчас я доставлю удовольствие себе, и, может быть, и вам тоже. Мой второй любимый певец после Лео Ферре (Léo Ferré) – это Карлос Жобим (Carlos Jobim). А вот и он со своими двухминутными песнями. Иногда я спрашиваю себя, не это ли наиболее совершенная длительность для песни. Битлз (Les Beatles), Жобим (Jobim), Феликс Леклер (Felix Leclerc) – у всех у них есть двухминутные песни.


Звучит Carlos Jobim «Samba do aviao»
Звучит Antonio Carlos Jobim «A Felicidade»


Антонио Карлос Жобим (Antonio Carlos Jobim). Эта песня с диска, который был выпущен 25-30 лет, возможно «Солнце, Море и Песок» («Sun Sea & Sand »). Те, кто немного знакомы с Кейтом Джаретом (Kith Jareth), знают, что он долго любит зависнуть на одной теме. Достаточно, чтобы вы могли пойти и приготовить себе сэндвич, если у вас не было времени поужинать. Я даже выбрал одно из самых коротких произведений, и все равно оно дольше, чем две минуты. Рояль Кейта Джаретта (Kith Jareth)и контробас Чарли Хейдена (Charlie Haden) в этом мастерском исполнении «For all we know».


Стихотворение Пьера Невё (Pierre Nepveu) «Расстояния»
Меня охватила неподвижность. Город вдалеке шумно ворчал после бури и двигал зеркала, чтобы меня ослепить. Но я устоял. Я был безымянным и крошечным, маленьким, как божья коровка, ползущая в бесконечность по нижней стороне листа ревеня в середине августа в старой тени дня, ее ничто не волнует, о ней никто не знает. Я стал еще мельче и безмолвнее. Не было тяжести лет и тревоги от необходимости двигаться, чтобы напиться, не было страха перед качающимся миром. Только «нет» было значимым в полном оцепенении. Зевота от ничегонеделанья в проходящем мгновении. И вскоре я познал это состояние как никогда ранее, в уголке этого убежища, которое я соорудил себе, чтобы обмануть дневных посетителей, размахивающих счетами на оплату. Я достиг даже такой отстраненности, повелитель расстояний, вламывающийся в огромные дыры и ветреные провалы, раздробившийся на мельчайшие мысли. Позже говорили, что я не помнил своего начала. Так говорили, но меня уже не было, чтобы услышать это.


Звучит Keith Jarrett & Charlie Haden «For all we know»

Вот. Это был тот самый знаменитый импровизатор Кейт Джаретт (Keith Jarrett) и басист, который обладает редким талантом создавать только хорошие и очень хорошие диски, Чарли Хейден (Charlie Haden). Неважно, с кем он записывается, он каждый раз предлагает нам музыку, которую поразительно приятно слушать, умную, которая не пытается угодить слушателю. Повезло. И вот сейчас интеллектуальная и приятно абстрактная чувственность Джона Аберкромби (John Abercrombie).


Стихотворение Пьера Невё (Pierre Nepveu) «Горячая волна»
День за днем жара держит нас в себе, более спокойная и обширная, чем пейзаж, где ветер гоняет с дерева на дерево скворцов, порывистый ветер, дующий скорее с севера, чем с юга, где бушуют первые ураганы. Переживший удачные годы, я думаю о тех, кто потерялся в этих краях, о коленях, кровоточащих под джинсами, о губах девушек, искусанных поцелуями, а не морозом. Каждую ночь я подливаю свежую воду под листья гортензии, окутываемый влажностью, спускающейся на улицы и во сны, распаленные, нехорошие и болезненные, когда приближаются демоны ночи, которые разорвут нас своими великолепными зубами.


Звучит John Abercrombie «Trio»
Звучит Johannes Brahms «Quatuor No 3»


Разве это не чудесно, когда Брамсу и Джону Аберкромби (John Abercrombie) удается встретиться, преодолев пропасть в 150 лет? Брамс родился в 1833г., Бетховен умер 1827. Джон Аберкромби (John Abercrombie) и сейчас жив. Вот, для культурного развития сегодня (ну, что ж делать), Мендельсону было 38 лет, когда он умер. В тот момент Брамсу было 15, и, конечно же, он только раскрывал свой огромный талант. Вот сейчас Мендельсон, трио. Инструменты распознайте сами, а музыканты Анн-Софи Муттер (Anne-Sophie Mutter), Линн Хэррелл (Lynn Harrell) и Андре Прева (Andre Previn).


Звучит Felix Mendelssohn «Trio»


Стихотворение Пьера Невё (Pierre Nepveu) «Мост»
Вот так и возвращается спокойствие. Выпиваем горячий кофе в свете утра, и этот свет справляется с нашими сомнениями. Жизнь прекрасна, и все танцует на этом мосту вздохов, перекинутом через ничто. Река течет под эстакадой. Ее мчащаяся ярость подтачивает берега. Трубы вокруг пахнут гробом. Стоянка остается пустой под перьями птиц, изрубленных заводским вентилятором. Снежная крупа засыпает гавань. В другое время исстрадался бы от тоски, но сейчас тоскливо воют два белых корабля, две чайки надрывно кричат, а мне похрен.


Звучит Steven Osborne «Esquisse»

Это был Стивен Осборн (Steven Osborn), сыгравший «Les initiés» из «Esquisses» Шарля-Валентина Алкана (Charles-Valentin Alkan). Современник и даже друг Шопена и Листа. Прекрасный рояль, хорошее равновесие в звучании. Мне очень нравится этот диск, я снова поставлю его на следующих неделях. А теперь – произведение, взятое с диска, купленного в дьюти-фри в Санкт-Петербурге, дамы и господа, во время моего возвращения из нашего маленького турне с концерта в декабре. И вот, великая и очаровательная Анна Нетребко, камерный оркестр Малера (Mahler) под управлением Клаудио Аббадо (Claudio Abbado). Ааа, настало время дивы.

Звучит Anna Netrebko «O Mio Babbino Caro »
Звучит Renee Fleming & Susan Graham «Abends »

Две дивы по цене одной, и почти двойное удовольствие. Это были Рене Флеминг (Renée Fleming) и Сюзан Грехем (Susan Graham). Повезло, что есть композиторы, которые пишут нам такую красивую музыку, и что есть такие замечательные дивы, чтобы петь нам ее. Какое счастье эта ария "Хумпердинк" (Humperdinck) из «Гензель и Гретель». Для тех, кто помнит, что такое, ну, вернее, чем было «Кирие Элеисон» («Господи, помилуй»), очень красивая, волнующая музыка, конечно же, сохранившаяся в знаменитой мессе довольно долгое время, раз она существовала и могла быть спета хором деревни Арво Пярта (Arvo Pärt). «Кирие Элеисон» («Господи, помилуй»).

Звучит Arvo Part «Kyrie»
Звучит Arvo Part «Credo»


После начала мессы мы сосредостачиваемся, как только узнаем, что начинается «Credo». Это было «Credo» , которое действительно очень хотелось услышать - Credo In Unum Deo из Берлинской Мессы Арво Пярта (Arvo Part). А сейчас оставляем нашу душу слушать и с седцем начнем! И сейчас романтический момент, предложенный Марком-Андрэ Амленом (Marc-Andre Hamelin) и Франсисом Пуленком (Francis Poulenc) с музыкой, которая называется Интермеццо в бемоль.


Звучит Francis Poulenc «Intermezzo, la b maj»

Стихотворение Пьера Невё (Pierre Nepveu) «Прогулка»
В затемнении разума неуклюжее тело выбирается из-под душа, искажающего его очертания, сглаживающего его кости, в то время как вода с шипением вытекает. Остаются лишь сиюминутные мысли, не пойти ли прогуляться, сходить в парк, поиграть там в забвение. Там каждый вечер под адский крик гигантского радио какой-то мужчина укладывается под липой с видом терпеливой бессонницы. Пыль долго цветет букетами, блуждая над автобусным сторожем, застывшем в ожидании шара, который больше никогда не появится.

Звучит Nikolay Kapustin «Larguetto»

Это было Ларжетто Николая Капустина. Неплохо, а? Марк-Андрэ Амлен (Marc-Andre Hamelin) исполнил нам его великолепно. Взято с диска «Пьесы Капустина для пианино» (Pieces pour piano de Kapustin) - русского пианиста и композитора, родившиегося в 1927 году. Классик, которого всегда очень привлекал и очень трогал джаз. Вот и последнее произведение, которое, несомненно, могло бы быть так же хорошо исполнено Кейтом Джареттом (Keith Jarrett), но это был Марк-Андрэ Амлен (Marc-Andre Hamelin). И с вами Даниэль Лавуа.
Диск, который я получил по почте, приятный сюрприз, польский композитор, современник, ну, почти, так как он умер в прошлом году. Если вы не знаете его, как и я, итак - Хенрик Миколай Гурецкий (Henryk Mikolaj Gorecki).

Звучит Henryk Mikolaj Gorecki «Three pieces in old style for strings»
Звучит Glinka, 2 часть "Септета №1" Adagio non tanto (Адажио нон танто)


Камерная музыка Михаила Глинки (Mickael Glinka), которого многие считают отцом русской классической музыки, родился в 1854 году, и таким образом он современник Бетховена, Мендельсона и других. Если это ты прислал этого Глинку, которого мы только что прослушали, пожалуйста, дай мне знать, кто ты. Я в самом деле потерял адрес человека, который сделал мне этот подарок. Если это не ты, ты можешь, тем не менее, написать мне на Радио Канада lavoielibre@radio-canada.ca.
Вы знаете, что мы уже подходим к десерту, и для меня самый горький десерт в мире - это Майлз Дэвис (Miles Davis), особенно когда он играет отрывок из "Порги и Бес" (Porgy and Bess).

Звучит Miles Davis & George Gershwin

Режисер сегодня - Одиль Маньан, звукотехник - Кристиан Ферлан, у микрофона был я – Даниэль Лавуа, читал для вас несколько поэм Пьера Невё (Pierre Nepveu), взятых из его книги «Romans-fleuves». Вы заметили, как увеличился день? Растения на моих окнах начинают проявлять признаки нетерпения. Как коровы весной, которые чувствуют зеленую траву в кормушках. Я не из тех, кто разговаривает с растениями, но когда я выношу их весной на солнце, на воздух и под дождь, я несомненно слышу крики радости. Хорошей недели, я буду здесь в следующее воскресенье для тебя с 2 часами музыки, <...>. Спокойной ночи, спи, и я оставляю тебя с Габриэлой Монтеро и ее Бахом, переработанным и забавным.

Звучит Gabriela Montero «Jesu»





Спасибо Евангелине Чеславской за редактирование этого перевода!
 

 

ВНИМАНИЕ! Интервью записано на слух, и может содержать неточности. Пожалуйста, если Вы нашли ошибку в нашем переводе, напишите нам об этом по адресу info.lavoie@yandex.ru

________________________________________________________________________________________________________________

Сайт создан и поддерживается поклонниками Даниэля Лавуа с целью популяризации его творчества info.lavoie@yandex.ru
Le site est créé et tenu à jour par les admirateurs de Daniel Lavoie dans le but de la popularisation de son œuvre.
Авторы переводов: Наталья Кривонос, Алла Малышева, Лиза Смит
© Воспроизведение переводов возможно только с разрешения администрации сайта и с указанием ссылки на источник