Интервью Даниэля Лавуа. Утро Севера
     
  111  
 
Утро Севера
Le matin du Nord

Дата выхода интервью: 2015-05-28

 

Оригинал интервью

Скачать интервью

 

В1: Автор-композитор-исполнитель опубликовал свой второй сборник.

В2: После первого сборника, "Finutilité", вышедшего в 2011 году, он продолжает исследовать людей, их величие и ничтожность, во втором сборнике, озаглавленном "Particulités", выпущенном издательством "Plaines". Мне выдался случай поговорить с Даниэлем Лавуа о его втором сборнике. Вот наша встреча.

Д: Я прочитаю вам один текст. Он называется "Фауст 2.0".

Итак, ты хочешь продать свою душу? Выбор за тобой.
Но если ты продашь ее, свою душу, ты знаешь,
что рискуешь больше никогда не получить ее?

Те, кто покупают, продают ее и перепродают.
Ради выгоды, и так вскоре твоя душа обойдет этажи. Многих компаний!
Которые будут покупать ее, совсем ее не зная,
чтобы затем задаться вопросом, что же с ней можно сделать.

И теперь вот он ты.
Без души, и настолько переоцениваешь себя,
что наверняка и помыслить не можешь о том, чтобы выкупить себя обратно.
В любом случае, с тобой все понятно.

Нет, честно. Можешь забыть о себе.

В2: Замечательно! Конец мне очень понравился. На самом деле, он подводит итог вообще всему.

Д: Да.

В2: Даниэль Лавуа, в предисловии ко второму сборнику вы говорите: "Два этих произведения – часть моей попытки посмотреть на мир аморальным способом. Избегая, насколько возможно, всех правил и контр-правил, которые люди выдумывают, чтобы жить в обществе". Вы думаете, что мы слишком зашорены, подчинены правилам и ограничениям?

Д: О, боже, да. Я думаю, что мы слишком цепляемся за предрассудки, за привычку делать все определенным образом, который кажется нам единственно возможным, за привычный образ мыслей. Нам кажется, что надо неустанно работать каждый день в течение всей жизни, чтобы заработать себе на жизнь и т.д. Самые разные программы намертво высечены в наших сердцах, головах, заложены в наше поведение. Мы живем запрограммированной жизнью в том смысле, что мы ходим за покупками, возвращаемся домой, смотрим телевизор. Мы не оставляем себе места для свободы творчества, для размышлений, для открытий, приключений. Признаюсь, меня это немного раздражает. Человечество все больше и больше раздражает меня именно тем, что, похоже, цепляется только за старое и неизменное.

В2: То есть вы писали этот сборник, чтобы избавиться от "запрограммированности"?

Д: Я уже давно пытаюсь избавиться от нее. В частности, стараюсь ничего не принимать на веру, не считать все, что нам говорят, истинным и правильным. Я считаю эту книгу прежде всего отправной точкой для размышлений, для освобождения каждого человека.

В2: Именно поэтому путеводной нитью в книге являются элементарные частицы?

Д: Довольно забавно, когда начинаешь читать популярную физику, про элементарные частицы, очень быстро соединяешься с космосом, а космологические представления очень прогрессировали в последние годы. И тогда попадаешь в огромную область тайн Вселенной, говоришь себе, что нет ничего абсолютно точно известного, что мы ничего не знаем ни о чем. Мы создаем себе правила, законы, традиции безо всяких оснований. Элементарные частицы - отличный тому пример, потому что это мельчайшие частички, из которых создано все - мы, наши эмоции, солнце, звезды, - а мы не знаем, что они такое! Столько во всем этом удивительной поэзии, искусства, красоты, что оно должно подталкивать нас, обязывать нас развиваться дальше.

В2: В этом сборнике "Particulités", который я прочитала с большим удовольствием, ставится вопрос о Боге, о богах во множественном числе, и первая глава так и называется - "Боги". Как вы относитесь к вере?

Д: Как говорит мой сын, я - духовный атеист.

В2: Вот как!

Д: То есть я верю во все, кроме вспыльчивого и самовлюбленного Бога. Нет, признаюсь, что у меня нет хороших отношений с Богом, но я открыт всему, поскольку очевидно, что во Вселенной есть красота и поэзия, чему должно быть какое-то объяснение, должна быть причина. Я неверующий, но я верю во все.

В2: Вы любите человечество, это чувствуется в ваших текстах. Даже будучи порой суровым в своих рассуждениях, вы все равно остаетесь бесконечно нежным. Что самое прекрасное в людях, на ваш взгляд, Даниэль Лавуа?

Д: Их хрупкость, думаю. Хрупкость, наивность и тайна оказаться одинокими в огромной Вселенной, вынужденными жить с этим, жить с этой неизмеримо огромной и, возможно, непроницаемой тайной.

В2: А самое уродливое в людях?

Д: То же, что я вам только что говорил. Их способность грызться друг с другом, что мы наблюдаем в настоящий момент на Среднем Востоке, совершенно смехотворные верования, толкающие людей совершать настолько злые, настолько суровые, настолько жестокие поступки! Вся капиталистическая система, которая ставит совет директоров превыше человечности людей, заставляет думать только о выгоде. Выгода стала Богом всего, можно позволить себе самые ужасные поступки, чтобы достигнуть ее - вот эту сторону человечества я нахожу омерзительной, отвратительной.

В2: В одном интервью, данном вами Радио-Канада, я слышала, что у вас было около 700 текстов, из которых получился сборник, который я держу в руках.

Д: О, без преувеличения, да.

В2: Вы пишете каждый день?

Д: Да, каждый день. Это привычка, даже потребность. Думаю, уже потребность. Такое упражнение раскрепощает, я всем рекомендую его выполнять. Просыпайтесь утром, берите карандаш и пишите 20-30 минут. Через год вы увидите, что вы вышли на потрясающий путь, раскрыли в себе нечто, чего никогда раньше не было.

В2: Что вызвало в вас желание писать не только песни?

Д: Знаете, однажды утром я проснулся и хотел написать что-то карандашом и понял, что у меня с трудом это получается, я утратил ту беглость почерка, что была у меня в школе. Я пошел, купил хорошую перьевую ручку и решил, что буду писать каждый день, чтобы разработать руку. И в течение некоторого времени каждое утро я писал ручкой в тетради. Со временем я осознал, что утром наш мозг еще витает в облаках ночи, утром найдешь такое, что днем найти будет невозможно. Словно в нас открывается дверь до наступления реальной жизни, и письмо позволяет войти в нее. Это путешествие, полное открытий, зачаровывает.

В2: Чтобы закончить, Даниэль Лавуа, кем вы себя считаете - поэтом или автором-композитором-исполнителем?

Д: Я не считаю себя поэтом. Я - певец, который сочиняет песни и поет их, пишет тексты. Я много чем занимаюсь, мастерю, к примеру, всем понемногу занимаюсь. Не могу дать себе четкого определения.

В2: Как бы то ни было, поэзия вам здорово удается!

Д: Большое спасибо!

В2: Итак, до следующего визита на "Север"!

Д: Надеюсь, если позволите.

В2: Мне бы этого очень хотелось. Большое спасибо, Даниэль Лавуа.

Д: Спасибо.

В2: До свидания.

Д: До свидания.

В1: Замечательная встреча Жозе с Даниэлем Лавуа, знаменитым Даниэлем Лавуа. Еще раз, как его книга называется?

В2: "Particulités", выпущенная издательством "Plaines".

________________________________________________________________________________________________________________

Авторы: Yves Dubuc;

Сайт создан и поддерживается поклонниками Даниэля Лавуа с целью популяризации его творчества info.lavoie@yandex.ru
Авторы переводов: Наталья Кривонос, Алла Малышева, Лиза Смит
© Воспроизведение переводов возможно только с разрешения администрации сайта и с указанием ссылки на источник