Интервью Даниэля Лавуа. Квебек – Эфиопия /<i>альбом Les yeux de la faim (Глаза голода)</i>/
     
  111  
 
Квебек – Эфиопия /альбом Les yeux de la faim (Глаза голода)/
Québec-Ethiopie

Дата выхода интервью: 1985-01-01

 
Оригинальный текст интервью
 
Музыкальное событие 1985 – это, бесспорно, быстрое распространие дисков с целью уменьшения голода в Эфиопии. После британской искры и американского подтверждения последовали канадцы, французы, австралийцы, испанофоны и квебекцы. Больше, чем реакция на горестные картины, которые преподносит нам телевидение. Эта волна помощи подчеркивает то, что многие считали невероятным: наша планета стала большой деревней, где все известно, видно и слышно. Вот почему квебекцы по примеру известных людей международного шоубизнеса, захотели заявить о себе. Сейчас это важно лишь шести миллионам северо-американских франкофонов, для которых les Yeux de la Faim становится действительно громким поступком, конкретной связью между теми, кто наслаждается и теми, кто страдает.

Волна, обошедшая всю планету

Движение, по мере того, как оно набирает размах, приносит головокружительные суммы. Песня "We are the world" одна собрала более 10 миллионов долларов. И несмотря на несколько неизбежных скандалов, запрещенные копии, событие коснулось всех сердец.

Именно в декабре 1984 блеснула первая молния. Англичане, естественно, поначалу осторожные, подхватывают знамя Band-Aid, чтобы записать "Do they know it's Christmas?". Чудовищный успех. Американцы, чтобы не отставать, вынуждены показать, что они тоже на многое способны. Lionel Richie и Michael Jackson пишут "We are the world", занимавшую первое место в списках Billboard на протяжении трех недель после выхода и свободно чувствует себя еще месяц. Номер 1 затем в Канаде и многих других местах. Следуя за альбомом, составленным из любезно предоставленных песен, объединяющим Springsteen, Turner и Prince, заметное отсутствие "We are the world". Канадские артисты идут по их следам и выпускают песню "Tears are not enough" под именем "Northern Lights". Песня Bryan Adams. Claude Dubois, Robert Charlebois и Véronique Béliveau летят на самолете в Торонто, чтобы представить там франкофонную песню. Они не поют там даже по строчке каждый: решительно, наши канадские соседи не упускают возможности снова отодвинуть квебекцев на роль 23-й скрипки. Наконец. Дух удобного случая запрещает все разногласия. И движение приобретает международные пропорции. Французы записывают "Ethiopie"; австралийцы объявляют, что они готовят кое-что; испанцы, во главе с Хулио Иглесиасом, работают на берегу Средиземного моря; звезды металла Соединенных Штатов обещают песню к осени; артисты Британской Колумбии тоже записывают свою часть, и мы видели, что André Lejeune и Jenny Rock вносят вклад клуба/страны в зал репетиций на Radio-Canada...

В конце концов Квебек вступает в этот танец и это сделано случайно, я прошу вас. Когда Gil Courtemanche и Jean Robitaille представили свою песню прессе, им не забыли напомнить, что Квебек появляется значительно позже других. Душа журналистки оживилась, Courtemanche объясняет, что это никогда не поздно, так как проблема голода в Африке не исчезла. Это могло бы быть наихудшей катастрофой человечества конца этого века. Настоящий естественный геноцид. В 1973, голод убил 500 000 эфиопов. Сейчас счетчик пересек семизначное число и это четверть населения, равная населению Канады, которой угрожают. Если это действие и его невероятный результат всемирного воодушевления кажутся неожиданными, это также по причине обязательной незаинтересованности СМИ, которые должны выбрасывать слишком черные события и предоставлять жадной публике всегда свежие драмы. Огромные заголовки улетучиваются, бедствие остается. Проблема приобрела невообразимые размеры. Вот та сеть добрых намерений, что окрашивает международные списки победителей, создавая настоящее музыкальное чувство 1985 года.

Певцы без границ основания Квебека – Африки

В то время как квебекский шоубизнес интересовался, происходит ли что-нибудь здесь, дергая за локоть Ферланда, подмигивая Пламондону, именно французы действуют, принимают в в свою большую семью Diane Tell, Fabienne Thibault и Diane Dufresne. Тридцать пять артистов вместе поют текст, к которому чуть-чуть был привлечен Renaud, этот новый любимчик наших кузенов-социалистов. Окрестив себя "Chanteurs sans frontières" [певцы без границ], они записывают в Париже песню, озаглавленную просто "Ethiopie". И это сработало.

А в Квебеке композитор Jean Robitaille должен проявить инициативу записи – бенефиса в пользу голодающих Африки. Уже давно работая в мире музыки, особенно известный за музыку к рекламным роликам, музыку к фильмам и инструментальные альбомы, Robitaille также когда-то писал для Ginette Reno, Morse Code и целого списка звезд прошлых лет. Диск для Эфиопии? "Я хотел этим заняться уже несколько недель назад ", добавляет Robitaille, который повел производство адским темпом, чтобы разродиться "грубой смесью " через семь дней после обсуждения этой идеи со своим другом Gil Courtemanche. Журналист Radio-Canada, Courtemanche послужил катализатором. Он встречает Robitaille в баре по возвращении с одного репортажа в Эфиопии и зажигает воображение своего друга. На следующий день Robitaille ради музыки посылает кассету Courtemanche, который затем дописывает слова. "Это первый раз, когда я пишу песню, доверившись журналисту. Я не знал ничего изнутри, я все открыл, работая с другими.

Чтобы порыв сохранился, нужно было действовать энергично. Два дня в студии в середине апреля и тридцать пять артистов, записанных за полчаса. Daniel Lafrance, слова и музыка, и Ginette Bonneville, из Kébéc-Disc, берут дело в свои руки. Звонят всем и все звезды соглашаются без споров. С другой стороны все были ослеплены тем, как разворачиваются эти два дня напряженного общения. "Уникальный момент, волшебная смесь", сказал Ginette Bonneville, который видит в этом небывалую раньше историю в индустрии квебекских дисков. Jean Robitaille все вел хозяйской рукой. "Каждый приехал и сделал то, что должен был сделать, объясняет Daniel Lafrance. Нужно было воспользоваться атмосферой эйфории того момента и пройти до конца. У артистов не было времени задавать вопросы ". Не было ничего легче, чем сделать парад известных имен квебекской песни одного за другим, или всех вместе, за микрофонами." Это удивительно, добавляет Jean Robitaille, но не было ни одной проблемы с самомнением. Они пели то, что их просили петь, все просто." Короче, это прошло как по маслу. Исполнители, которые принимали участие, кажется, были скомпонованы без опыта. Pierre Bertrand подчеркнул отсутствие соперничества в коридорах студии, в то время как Louise Portal находила, что все чувствовали себя настолько близкими друг другу, что "так бы почаще в шоубизнесе ". Коснемся здесь подробнее, в частности, квебекской “системы звезд”. В то время как французы и американцы должны были скрупулезно регламентировать сеансы записи, для того, чтобы избежать трений знаменитостей ("оставьте ваше эго в гардеробе "), все квебекцы договорились как на вечеринке в конторе. Если сожалеть об отсутствии привлекательности в нашей музыкальной индустрии, то надо признать, что семейный аспект среды квебекского диска имеет также, выражаясь по-человечески, и хорошие стороны. Немного больше "напора" и мы вполне смогли бы быть первыми в записи диска-бенефиса.

Как если бы не было кризиса в индустрии

Все там были. Наконец почти. Claude Dubois, записывает диск своего будущего альбома в Квебеке, а Charlebois, который делал раскрутку своего последнего, уклонились от упражнения, тогда как Véronique Béliveau не колебалась в решении сняться в двух картинах. Многие известные исполнители мудро вернулись в ранг хористов, так как тридцать пять солистов, это было бы чересчур. Другая отсутствующая: Ginette Reno, чья записная книжка не позволяла отклонений. Пластинка "Les yeux de la faim" [Глаза голода] была выпущена на рынок 13 мая, и версия 12" вышла на следуюшей неделе. Цифры предварительных продаж доходят до 65 000 экземпляров. Золотой диск (50 000 проданных копий) при выпуске! Осуществление песни мобилизовало энергию не менее, чем 250 человек, по скромным оценкам, и еще большое количество учреждений и домов, заинтересованных в производстве диска, оформления, разделения, маркетинга, управления и съемки видео. Семь часов съемки было необходимо, чтобы сделать пятиминутный клип, подходящий к пластинке. Часть сопротивления и есть, в некотором роде, "making of", который не мог бы запоздать. Не нужно забывать Donald Lautrec, который поет рок рядом с рыдающей Céline Dion. Производство этого диска стоило бы около 100 000 долларов, если бы он был выполнен в обычном коммерческом контексте. Размах этого жеста впечатляет. Несколько часов работы, проведенные каждым и хоп! Вот приманка высшего класса, чтобы привлечь красивые билеты в счет Фонда Квебек-Африка. Собранный фонд будет поровну распределен между OXFAM и Développement et Paix, два неправительственных органа уже давно известных своим человеческим участием и опытом с противостоянием голоду. Сейчас, когда пыль улеглась, когда пластинки растут как на дрожжах и глаза голода смотрят на нас, квебекская песня, кажется, сделала гордый выпад.

________________________________________________________________________________________________________________

Авторы: Sylvain-Claude Filion;

Сайт создан и поддерживается поклонниками Даниэля Лавуа с целью популяризации его творчества info.lavoie@yandex.ru
Авторы переводов: Наталья Кривонос, Алла Малышева, Лиза Смит
© Воспроизведение переводов возможно только с разрешения администрации сайта и с указанием ссылки на источник